Б.Джумадилов ««Дос-Мукасан»: секс, наркотики, Янаев и Кунаев»

Аргументы и факты Казахстан

2001, №42

image004НЕКОТОРЫЕ считают, что ансамбль «Дос-Мукасан» – это казахский «Битлз». В свое время многие песни из репертуара этой команды были безумно популярными, а знаменитая «Свадебная» считается народной. Но пусть критики оценивают музыку, а мы вспомним, что скоро одной из самых любимых и известных групп нашей республики исполняется 35 лет! За это время были не только свет рампы на сцене, благодарные зрители и восторженные статьи в газетах. Было и другое – готовые на все поклонницы, пьянки, артистические дрязги, потеря друзей, разочарования. Словом, блеск и нищета закулисья. Об этом – наш разговор с одним из ведущих солистов ансамбля Бахытом ДЖУМАДИЛОВЫМ, носящим титул Мистер Кудаша.

Большие люди

– ПОМНИТСЯ, на любых гастролях, особенно на самом пике славы «Дос-Мукасана», секретари обкомов и гoркомов, как правило, присутствовали на первом концерте. А потом и на официальном банкете в честь ансамбля …

– Не только секретари обкома или горкома – во время правительственных концертов сам Кунаев не раз заходил за кулисы и благодарил за выступление, желал успехов. А власть его была такой, что стоило ему только кивнуть артисту, как все его окружение уже тискало в объятияx этого человека. Было интересно наблюдать все это со стороны. Он вообще очень переживал за наше искусство.

Когда я уже перестал гастролировать, и меня назначили директором строящегося тогда Центрального концертного зала, Динмухамед Ахмедовичсам неоднократно проверял, как идет строительство. Как-то он приехал и забраковал паркет на втором этаже, 300 квадратных метров пола пришлось перестилать. Благодаря ему «Дос-Мукасану» было выделено полмиллиона долларов на приобрение аппаратуры, которые пропали в Министерстве культуры, так и не дойдя до нас.

– Ну, это был наш человек. А с кем из первых лиц Союза вам довелось общаться?

         – Их было много. И первые секретари республик, и секретари по идеологии ЦК, и министры. Помню, в 73-м году мы ехали на специальном поезде в ГДР, где должен был проводиться 10-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Поезд возглавлял господин (вернее, товарищ) Тяжельников – первый секретарь ЦК ВJIКCM, который никогда не отказывался от предложенной рюмки. В нашем вагоне путешествовал и небезызвестный Геннадий Янаев, будущий гэкачепист, который тоже не прочь был заложить за воротник. Мы с ним любили трахнуть по рюмахе, хотя я практически непьющий человек. У Гены было что-то вроде служебного романа с одной из наших молодых танцовщиц, имя которой сегодня у всех на слуху. А нашем купе ехал знаменитый певец и композитор Евгений Мартынов. Веселый парень. Как только просыпался, сразу пел свою «Лебединую верность». Жаль, его сегодня нет среди нас.

За кулисами

– ПОМНЮ, как-то сидели в ресторане «Казахстан» после съемок передачи для Центрального телевидения, в нашей компании была знаменитая Коршилова.

– Татьяна Коршилова – одна из самых популярных ведущих на ЦТ. Я с ней потом долго общался. У нее мать болела, а в Алма-Ате легче было достать лекарства, чем в Москве. И я высылал ей почти каждый месяц посылки с лекарствами. Потом Татьяна трагически погибла в автокатастрофе. Помню, как удачно завершились наши первые съемки для «Утренней почты»», тогда Юра Николаев еще любил выпить. Был мощный банкет, грандиозная пьянка. Альберт Асадуллин клеился к кому-то из наших ребят. Его чуть не поколотили.

– «Дос-Мукасан» – самая первая группа, заставившая Александру IIaxмyтову прослезиться…

– Александра Пахмутова очень любила наш коллектив. На одном из самых престижных конкурсов артистов эстрады она даже отдала ансамблю специальную премию «Серебристый голос». Это было в 74-м году. Там выступали «Песняры», «Самоцветы», «Голубые гитары», Чепраго, Лещенко и другие не менее известные исполнители. Пахмутова действительно прослезилась, когда мы исполняли песню композитора Левашова «Соловьи России», и жюри, которое она возглавляла, особо отметило бережное отношение к русской песне. Мы поделили второе место с «Песнярами» – первого никто не получил.

– С «Песнярами» особой дружбы не получилось? «Ялла» была ближе?’

– Почему не получилось? Мы очень даже хорошо общались. Ты же помнишь, как они приходили на наши концерты в Минске. Вместе выступали на фестивале «Белорусская осень» (а однажды в одном из колхозов Белорусской ССР нас встречал председатель Александр Лукашенко – энергичный молодой коммунист). Да и здесь, в Алма-Ате, «Песняры» ходили в гости к нам. Мулявин вообще с Муратом сдружился. Ходил даже такой анекдот: когда Мурата Кусаинова, нашего руководителя и гитариста, журналисты спросили: «Кто лучший гитарист в СССР?», то Мурат, потупившись, скромно произнес: « Нас двое – я и Мулявин».

Что касается «Яллы» … Когда мы в первый раз поехали на гастроли в Ташкент, то дали на одной площадке сразу 23 концерта за 10 дней! это был своего рода рекорд. А «Ялла» в этоo время выcryпала в Алма-Ате, и было всего три концерта. Но мы дружим до сих пор.

– Ты пел на одной сцене с Дином Pидом. он ведь был суперпопулярным в социалистическом мире актером и певцом?

– Популярность его было бешеной. Американская кинозвезда, покинувшая логово капитализма и примкнувшая к коммунистам. Хотя ходили слухи, что он был связан то ли со Штази, то ли с ЦРУ. Его смерть была действительно странной: он утонул в маленьком бассейне.

Но оставим это. Когда на фестивале молодежи и ·студентов в ГДР давали общий концерт, на сцену неожиданно вышел высокий широкоплечий блондин с ослепительной улыбкой. Я не сразу узнал Дина. Одно дело – фотографии, кино, другое – столкнуться нос к носу.

Он начал петь на русском «Пусть всегда будет солнце». К нему присоединились чилийцы. А я, увидев свободный микрофон, запел на английском. Рид, услышав родную речь, подошел и обнял меня. Мы так и закончили песню дуэтом. Картина была еще та: почти двухметровый Дин Рид и, скажем так, полуметровый Бахыт. На следующий день все центральныеe немецкие газеты вышли с фотографиями, где были изображены Дин Рид и ваш покорный слуга.

«Королева девятки»

– ТЫ что-то говорил о пьянстве и наркотиках. Считается, что без этого артист – не артист.

– С наркотиками я познакомился, когда учился в техникуме. Это был 63-й год. Даже в школах все это спокойно тогда присутствовало. Наверное, особенности азиатского менталитета. Ты же помнишь, любой наш приезд в Россию всегда начинался с вопроса: «План привезли?» Но мы не были наркозависимыми.

Некоторые, правда, чересчур увлекались алкоголем. И если бы не это, многие ребята были бы сейчас живы.

В те времена каждый концерт, особенно где-нибудь в области, сопровождался банкетом: резали барана, море водки … Да и в гостиницу в номера несли не только открытки, чтобы автограф получить, но и спиртное. Однажды на одном банкете сидящий напротив меня мужик пытался заставить меня выпить водки, но я отказывался. «Какой же ты артист, если не пьешь!» Вот что думает о творческих людях обыватель. Хотя в этом есть доля правды.

– В гостиницу, помнится, не только спиртное носили. Поклонницы не вылезали из номеров. Да и на «экскурсию» в публичный дом в Турции ходили всем коллективом.

– О. ты помнишь это! В «Измире местечко «Топечек» – это небольшие двухэтажные дома и полуголые женщины в витринах. Был 78-й год, расцвет застоя, а мы устраивали фривольные прогулки по публичным домам. Кагэбэшник, который за нами следил, валялся в это время пьяный в номере, мы его специально напоили. Меня тогда поразило, что в таком «доме» муж продавал жену и дочь. Было очень неприятно на душе.

Но больше всего меня удивила социалистическая Куба. Оказывается, эта страна была в свое время мировым борделем. После революции Фидель Кастро всех проституток отправил на какой-то остров на перевоспитание. А тех, кто перевоспитался, потом пересадили в Гаване за баранку такси. Мулатки на острове Свободы очень красивые. Как-то выходим из отеля, а кто-то из-за кустов голос подает: «Пыс-пыс». Оказывается, так сутенеерыклиентов подзывают. Цены там за девушку были смехотворные. Пачка американских сигарет или блок жвачки, но зато получаешь незабываемый горячий секс.

Но настоящую экзотику мы увидели в Питере, тогда это был Ленинград. Игра называлась «Королева девятки». Представь, девять девушек выкладывают 150 рублей против такой же суммы троих наших ребят. 150 кладется на стол против 150. Затем нужно пройти в сексуальном плане всех девятерых! Если по дороге с тобой случается прокол, то деньги они оставляют себе. Никто из наших, игравших в «Королеву девятки», так до конца и не смог дойти. Но денег все равно не жалели.

Американские гастроли

– Ты тут вспомнил про агента КГБ, а ведь меня так и не выпустили в США. Это ведомство до сих пор не разъяснило, за какие такие грехи меня лишили этой поездки. Ссадили прямо в Одессе с тeплохода.

         – Не повезло тебе, старик. Поeздка было удивительная. Полгода на комфортабельном теплоходе «Казахстан» по Карибскому морю. Начинали в США в Новом Орлеане, брали туристов, а потом – Колумбия, Мексика, Ямайка, Венесуэла и две колонии – английская и голландская. Работали вначале с американским составом, который назывался «Дэнлепор», а через некоторое время американский менеджер Чарльз Рэо просто отказал своим же музыкантам. Так как посчитал, что и мы прекрасно справляемся.

– Остаться не предлагали?

– Чарльз Рэо предлагал контракт на полгода на гастроли по Штатам. А потом можно было получить американское гражданство. Но, честно говоря, тянуло домой.-

– А сколько получали на теплоходе? Ведь тут, в Союзе, ставка была самая высокая.

– Если помнишь, в СССР у нас была ставка 18 рублей 50 копеек за концерт, а потом поднялась до 22-х. Это была высшая категория. Больше нас вКазССР получали только Ермек Серкебаев и Роза Багланова – по 25 рублей за выступление. Но был лимит – можно было давать не больше 12 концертов в месяц. Все равно выходили из положения. Как ты помнишь, давали левые кoнцepты. Получали сразу тысячу рублей за одно выступление. Мой отец, заместитель министра финансов, зарабатывал 300 в месяц, а я – в среднем по 800 рублей.

А на теплоходе мы получали на руки по 50-70 долларов. Причем американцы плaтили нам по одной штуке баксов в месяц, остальное забирала родина в лице Черноморского пароходства. Но мы и там выходили из положения: записывали на пленку концерт «Дос-Мукасана», и американские туристы с удовольствием эти кассеты покупали.

– Почему Мурату Кусаинову дали звание заслуженного артиста очень поздно, а ты вообще его не получил? А ведь было столько сделано для нашего искусства.

– Это все типичные околоарртистические дрязги. К примеру, Майкл Джексон не носит же звание заслуженного артиста Соединенных Штатов, его зовут просто и со вкусом – Король поп-музыки. Так и мне не стыдно называться просто Мистером Кудашой.

 Беседовал Арсен БАЯНОВ