Предыстория ансамбля

Фотографии

Эпоха 60-х годов прошлого столетия

Ансамбль «автоматчиков» КазПТИ им В.И.Ленина

Стройотряд в Баянауле

     Ансамбль «Дос-Мукасан» сформировался в середине 60-х годов ушедшего столетия. Тогда существовали СССР, КПСС, развитой социализм противостоял загнивающему капитализму, «железный занавес» отделял Союз от капиталистических стран Запада и ограничивал права на свободу передвижения и получения информации. В начале 60-х годов советское общество вступило в новый этап – этап развернутого коммунистического строительства. И сталинская формула «Расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур» была заменена новой формулой Хрущева «Расцвет и сближение наций». Не сразу пришло осознание того, что исключение «национальной формы» под эгидой «ускоренного устремления к коммунизму» вскоре приведет к активному процессу денационализации, закрытию национальных школ, забвению национальной культуры, массовой русификации и т.д. 

Ансамбль «Дос-Мукасан» сформировался в середине 60-х годов ушедшего столетия.

     Советские люди жили дружно, свято верили в правое дело КПСС и в то, что «завтра будет лучше, чем вчера». Благосостояние улучшалось, медицина и образование были бесплатными.Многие из тех, кто жил в те годы, считают 60-е годы лучшим периодом в истории СССР. Это время хрущевской оттепели с развенчанием сталинского культа, завоеванием целины и космоса и некоторым ослаблением контроля государства над жизнью общества. 60-е были проникнуты духом романтики, творчества и какой-то всеобщей влюбленности. Время увлечения музыкой, живописью, поэзией, авторской песней. Кумирами молодежи были Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский,  Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. После полета в космос Юрия Гагарина эта плеяда пополнилась именем начинающего казахского поэта Олжаса Сулейменова, написавшего замечательную поэму «Земля, поклонись человеку!».

На музыкальном небосклоне появились коллективы, аналогичные западным рок-группам, которых назвали «вокально-инструментальными ансамблями», или, сокращённо, «ВИА».

На музыкальном небосклоне появились коллективы, аналогичные западным рок-группам. Но поскольку в нашей стране рок-музыка была объявлена «продуктом разлагающейся западной культуры»,  то для них было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».

  ВИА «Дос-Мукасан» организовали студенты Казахского политехнического института (КазПТИ) им. В.И.Ленина. Сейчас это Казахский национальный исследовательский технический университет (КазНИТУ) им. К.И.Сатпаева. С середины 60-х годов КазПТИ считается ведущим техническим вузом Казахстана, поступить в который всегда было не просто. Так летом 1965 года был большой конкурс поступающих на недавно образованный факультет автоматики и вычислительной техники (АиВТ) – более 10 человек на место. Досым (Дос) Сулеев, Мурат Кусаинов, Мейрбек (Мейр) Молдабеков и Шарип Омаров, приехавшие из разных уголков Казахстана, доказали свое право учиться на этом престижном факультете.    

Я подошел к Досу и Мурату и они предложили поселиться с ними в одной комнате.  

 Мейр вспоминает:«Познакомились мы в конце августа 1965 года, в период между юностью школьной и юностью студенческой, когда только были зачислены в знаменитый политех на факультет АиВТ. Как иногородние студенты, мы стали заселяться в общежитие №1 по улице Сатпаева 22а. Я знакомился со своими будущими однокурсниками и выбирал, с кем бы лучше поселиться в одной комнате. Не могу до сих пор ясно объяснить, почему меня интуитивно потянуло к двум симпатичным юношам, которые держались вместе и явно хорошо знали друг друга. Видимо, они подружились, будучи абитуриентами. Я подошел к ним, завязался дружеский разговор и они предложили мне поселиться с ними в одной комнате. Я с удовольствием принял их приглашение. Это были Дос и Мурат» [1].

      В этом же общежитии жил и Камит Санбаев. Он  отслужил в армии, учился уже на третьем курсе и был секретарем комсомольского бюро факультета АиВТ. Шарип поселился по соседству с ним. Через год на Сатпаева 22а появился Сагадильда (Сага) Хасенов, через два года Аскар Жанкушуков, а через три Юра Лим. Так распорядилась судьба, что ребята из разных регионов оказались вместе, в одном общежитии. Был это счастливый случай или удачное стечение обстоятельств? Они думали, что им просто выпал счастливый билет – учиться в Политехе. И только. Но Судьба распорядилась иначе. 

Четверка из Ливерпуля, не пересекая границ нашей страны, совершила в ней музыкальную революцию, познакомила всех с новыми ритмами и новыми музыкальными инструментами.

     Судьба распорядилась так, что в их студенческую молодость сквозь «железный занавес» ворвалась музыка ансамбля «Битлз». Четверка из Ливерпуля, не пересекая границ нашей страны, совершила в ней музыкальную революцию, познакомила всех с новыми ритмами и новыми музыкальными инструментами. Молодежь,  получив «пиратские» записи песен «битлов», распевала на свой лад «Мишель» и «Облади-Облада». И наши герои, дети своего времени, не могли быть другими. Четверка из политеха (Дос, Мурат, Хамит и Мейр), подражая новомодному ансамблю, тоже стала осваивать игру на гитаре, которая совсем недавно считались неизменным атрибутом дворовой шпаны и признаком дурного тона. Попробовали спеть вместе самые популярные тогда песни – получилось. Среди этой четверки только Дос окончил музыкальную школу и играл на саксофоне и кларнете в институтском оркестре. Он и стал обучать ребят азам нотной грамоты, показал несложные аккорды и разложил песни на несколько голосов. Получилось необычно и красиво [2].

Состав ансамбля факультета АиВТ КазПТИ им.В.И.Ленина

    Первое выступление второкурсников, вернувшихся с сельхоз работ, состоялось на дне рождения девушки из соседней комнаты в общежитии. Весь вечер ребята пели  под аккомпанемент семиструнных гитар. Девчонки были в восторге. Слух о том, что у «автоматчиков» появился свой ансамбль, распространился быстро. И они стали кумирами прекрасной половины политеха. Их, еще непрофессионально бренчавших на гитарах и исполнявших казахские и русские песни, стали приглашать во все общежития института и студенческие клубы. По воскресеньям стали организовывать танцы в вестибюле. Специфическое звучание саксофона, который Дос иногда брал из институтского оркестра, придавало их исполнению новомодную джазовую окраску.

Когда жюри присудило «автоматчикам» первое место, ребята больше удивились, чем обрадовались. Это был их первый успех.

     Весной 1967 года ансамбль «автоматчиков» участвовал в конкурсе художественной самодеятельности института. Когда жюри присудило ему первое место, ребята больше удивились, чем обрадовались. Это был их первый успех.

image005

Александр Литвинов

      Если раньше ребята играли в основном «для себя», просто потому, что нравилось, и, как они шутили, хотели понравиться девушкам из соседней комнаты, то теперь они задумались о создании серьезного ансамбля. Особенно «горел» этим желанием Камит. Он видел хорошие ансамбли в Германии, где служил до поступления в институт, и мечтал создать нечто подобное. Предстояла долгая и очень трудная работа. Не было ничего – ни хороших инструментов, ни нот. Был только безоглядный энтузиазм юности.

     Камит, как секретарь комсомольского бюро факультета АиВТ,  организовал работу студентов трех младших курсов на плодоовощной базе. Заработанные за неделю деньги потратили на покупку для ребят музыкальных инструментов и усилительной аппаратуры. К гитарам (соло и ритм) прибавились саксофон для Доса и ударник, играть на котором пригласили из институтского оркестра Сашу Литвинова, студента горного факультета.

     Летом после второго курса Дос, Мурат и Саша в составе студенческого строительного отряда (ССО)  работали в совхозе «Баянаульский» Павлодарской области. Районным штабом ССО руководил Камит. Трудовой день в стройотряде, конечно, заканчивался танцами и песнями. Играл в основном квартет «автоматчиков» в составе Доса, Мурата, Хамита и Сани. Вернувшийся из Павлодара ансамбль уже назывался по-новому – «Дос-Мукасан», а явный лидер ребят Дос стал его художественным руководителем [3].

У центрального входа Павлодарского госуниверситета имени С. Торайгырова установлена бронзовая скульптурная композиция – памятник группе «Дос-Мукасан».

   Через 40 лет, осенью 2008 года, в Павлодаре, где ансамбль политехников получил свое название, открыли музей «Дос-Мукасана» и установили бронзовую скульптурную композицию группы. «Это дань уважения творчеству музыкантов, которые, будучи еще студентами, организовали такой замечательный коллектив и завоевали истинную любовь народа. Мы всегда должны помнить слова акына Султанмахмута Торайгырова  о том, что народ, потерявший свои песни, потеряет все! А в те времена, когда коммунистическая идеология душила национальные традиции, обычаи и культуру, творчество ансамбля «Дос-Мукасан» разбудило самосознание казахов от глубокого сна и дало крылья казахской духовности», – отметил Ерлан Арын, ректор Павлодарского госуниверситета имени С.Торайгырова, инициатор установки монумента. И очень символично, что памятник группе, возродившей народные мелодии, установлен на территории университета, носящего имя великого акына [4].

1. М. Молдабеков “О настоящем друге”

2.Б. Джумадилов  “Эпоха 60-х”

3. Г. Шимырбаева “Покидая “Дос-Мукасан”, я плакал”

4.С. Романовский “”Дос-Мукасан”, увековеченный в бронзе”