Золотая медаль и звание лауреата Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине
Присуждение Премии Ленинского комсомола Казахстана
К 1973 г. «Дос-Мукасан» в Казахстане уже знали все. Самодеятельный студенческий ансамбль Казахского политехнического не раз бывал лауреатом различных конкурсов: в 1969 году – в Венгрии, в 1970-в Польше, в 1971 – в Ташкенте, в 1972- во Франции. А еще были записи на радио, частые выступления по телевидению, две пластинки стотысячным тиражом, выпущенные всесоюзной фирмой «Мелодия», и новая, уже запущенная в производство… Победы, лауреатства, бесчисленные шефские концерты, четкий «эффект узнавания» ансамбля, быстрый и устойчивый контакт с аудиторией.
Самым «звездным» для коллектива оказался 1973 год. Летом в Минске был запланирован Всесоюзный конкурс профессиональных исполнителей советской песни и вокально-инструментальных ансамблей. В то время в Казахстане еще не было профессиональных ВИА, а из самодеятельных коллективов самым лучшим по музыкальному уровню был ансамбль «Дос-Мукасан» из политеха. Он имел свое лицо, свое направление, неповторимые стиль и манеру исполнения. В Министерстве культуры КазССР решили послать этот коллектив. «Но ведь мы – не профессионалы», – пытался возразить Дос заместителю министра культуры Ж. Еркимбекову. «Не беспокойся, справку о соответствии «Дос-Мукасана» профессиональному уровню, мы дадим», – ответил он. До конкурса оставалась всего неделя. А тут еще изменения в составе ансамбля. Вместо ритм-гитариста Мейра, который осенью 1972 года поступил в аспирантуру и уехал Москву, в ансамбль был принят Аскар Джанкушуков, студент 5 курса факультета АиВТ. Кроме того, отец Бахыта, не приветствующий увлечение сына музыкой, запретил ему ехать в Минск. Специально для конкурса в коллектив пригласили студента 5 курса вокального отделения алматинской консерватории Нуртаса Кусаинова, , почти профессионала,
Стали отчаянно готовиться, по жесткому графику, без перерывов и выходных. Ребята готовили на конкурс две песни Доса «Той жыры» и «Алматы тунi». Нуртас предложил исполнить песню Владимира Левашова «Соловьи России» вместо заранее запланированной народной песни «Елiмай» . Сложная для исполнения, она была очень лиричной, патриотичной и мелодичной. Аранжировали ее Дос с Муратом. Вступление песни исполнялось на гитаре, которая пела светло и высоко, как скрипка. А когда смолкал певец, та же гитара рассыпались замысловатыми соловьиными трелями. Маршеобразным ритмом выделили тему войны, внезапно вторгшейся в лирический настрой песни. Обе эти темы соединил «мостик» из сложного шестиголосого вокала. Такая аранжировка выделила все оттенки мелодии, под нее и пелось легче.
«Досы» заново переработали песни «Той жыры» и «Алматы тунi». Важна была не традиционная, оригинальная обработка мелодий. Национальный колорит решили подчеркнуть необычным звучанием старинных казахских музыкальных инструментов – асатаяка, дангыры и шанкобыза. О них им рассказал и показал свою удивительную коллекцию доцент института искусств Болат Сарыбаев. Ребята представили, как выигрышно зазвучат эти инструменты в ансамбле. Прекрасный мастер Бейсембаев за три дня изготовил асатаяк – ударный инструмент, похожий на жезл, макушка которого обтянута кожей с прицепленными к ней металлическими пластинами. Таким же путем появилась в ансамбле и дангыра, похожая на современный бубен с пластинками. А шанкобыз был подарен «Досам» друзьями из Якутии.
В Минск ребята приехали, слегка робея от собственной дерзости. Ведь им предстояло участвовать в первом в стране престижном конкурсе ВИА. Причем соревноваться на равных с профессиональными популярными коллективами, среди которых были белорусские «Песняры», «Москвичи», «Девчата», украинская «Кобза», ленинградская «Калинка» и др. Компетентное жюри возглавляла секретарь правления Союза композиторов СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Александра Пахмутова. «Досам» было важно проверить свои способности и возможности. Их программа-минимум – обойти хотя бы один профессиональный коллектив, а максимум – попасть в десятку лучших. 10 дней (со 2 по 11 июня) шла упорная бескомпромиссная борьба за звание лауреата конкурса и потом, как следствие, за представление советской песни на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В столице Белоруссии собралось более 200 участников со всех концов страны. Обстановка была напряженная, ни минуты свободного времени – репетиции, прогоны, концерты, трактовки для телевидения, поездки на заводы.
Самым трудным был первый тур. Все дрожали, нервничали. «Досов», никто не знал, газеты писали про них «и др.». Исполнили песню «Алматы тунi». Волновались, потому что дуэт Кати и Нуртаса на конкурсе зазвучал впервые (до этого Катя пела с Бахытом). В самом важном месте чуть не провалились: «захрипела» аппаратура. И еще не зная результатов, ребята поехали с шефским концертом на Минский камвольный комбинат. Принимали их здорово! Кстати, выяснилось, что костюмы ребят сшиты из ткани, выпускаемой комбинатом.
Оказалось, что «Дос-Мукасан» в числе девяти коллективов «прорвался» на второй тур. Видно, жюри увидело потенциальные возможности ребят, разглядело в них волевых, обещающих музыкантов. И в молодежной белорусской газете «Чырвоная Змена» появилась большая статья о «Дос-Мукасане». На втором туре «Досы» исполняли песню «Соловьи России». В самом начале, когда зазвучали соловьиные трели, искусно имитированные Муратом, на гитаре оборвалась струна. Ребята растерялись. Выручил Владимир Мулявин, руководитель ВИА «Песняров». Он вынес на сцену струну и помог установить ее. Когда разлились стройные рулады Курманай и Тасхан в подпевках, а необыкновенно красивый лирический тенор Нуртаса легко взял полное «суббитто пиано» в начале песни и «крещендо» в конце, зал взорвался аплодисментами. В третьем туре ребята «на ура» исполнили свой ударный хит «Той жыры». Окончательный вердикт они слушали, не веря своим ушам: – «Среди вокально-инструментальных ансамблей первое место и звание лауреата Всесоюзного конкурса завоевали «Песняры» из Белоруссии.·Вторая ступенька осталась свободной. На третьей – молодой коллектив «Москвичи», «Дос-Мукасан» из Казахстана и «Кобза» с Украины». Кроме того, за лучшую обработку советской песни «Соловьи России» ансамбль был награжден специальным призом ЦК комсомола СССР, а ее исполнитель Нуртас Кусаинов назван «казахстанским соловьем». Затем был Гала концерт лауреатов фестиваля, где пятитысячный зрительный зал стоя рукоплескал ансамблю из Казахстана.
На деле оказалось, что «Досы» превзошли самих себя. Благодаря «липовой» справке они выступили в числе профессионалов. И профессионалы признали их – ансамбль стал лауреатом и, в числе немногих профессиональных ВИА, получил путевку в Берлин на Х Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Пусть формально та справка была «липой», но их музыка «липой» не была никогда. На конкурсе ребята вместе с лучшими коллективами и исполнителями страны «дрожали» за кулисами, подружились с ними, обогатились их опытом. Они равняли себя по другим ансамблям. Первый ориентир – «Песняры» с безукоризненной музыкальностью, культурой, простотой и строгостью исполнения. Ленинградская «Калинка» – это чисто сценический коллектив с костюмированными представлениями, лукавыми, яркими, запоминающимися. А «Moсквичи» – ансамбль классического направления, со скрипками, виолончелью. Научиться чему-нибудь можно было у каждого из них.
В Минске имя алматинской группы «Дос-Мукасан» прозвучало на всю страну, выступления записывались для интервидения и неоднократно передавались по радиоканалу «Маяк» (где сейчас эти записи? Найти их не удалось). Песня «Той жыры» («Свадебная») полюбилась многочисленным слушателям Советского Союза, даже сейчас ее можно услышать в самых отдаленных уголках нашей бывшей Родины. Слова песни были переведены на русский язык поэтом – песенником Юрием Жуковым, автором строк «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…» и известная группа «Москвичи» несколько лет исполняла ее в своих концертных программах. Песне рукоплескали и соотечественники, и зарубежные сверстники.
В алматинском аэропорту ребят ждала встреча, достойная триумфаторов – девушки в национальных костюмах, цветы и многочисленные журналисты. Здесь же представители общественных организаций, Министерства культуры, руководства КазПТИ, устроили импровизированный митинг, плавно перешедший в пресс-конференцию….
Через 2 года в докладе на Пленуме правления союза композиторов СССР, посвященном советской песне А.Пахмутова сказала о ВИА: «Именно в Минске впервые по-настоящему обрели права гражданства вокально-инструментальные ансамбли. До этого же было довольно странное положение: с одной стороны у нас вроде бы такие ансамбли есть, с другой стороны – нет. Если надо ехать зарабатывать для прогорающих филармоний деньги на стадионах и во Дворцах спорта – вокально-инструментальные ансамбли у нас есть. Если же пишется статья о песне на эстраде или готовится новая передача на телевидении – вроде бы ансамблей в природе не существует. Минский комсомольский конкурс дал, возможно, не совсем полную, но зато достаточно ясную картину состояния вокально-инструментальных ансамблей в стране. Такие ансамбли, как белорусские «Песняры», украинская «Кобза», «Дос-Мукасан» в Казахстане, «Поющие гитары», «Самоцветы» в России, «Смиричка», «Червона Рута» на Украине, «Ялла» в Узбекистане и некоторые другие, несомненно, популярны и заслуженно любимы».
ВИА «Дос-Мукасан», как победитель Минского конкурса, получил путевку на Х Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине, который проводился с 28 июля по 5 августа 1973 г. Но вначале ансамбль вообще не был включен в состав казахстанской делегации. Только благодаря специальному приглашению из Москвы, организованному А. Пахмутовой и Н. Добронравовым, «Дос-Мукасан» вошел в состав художественной группы советской делегации. Радость и тяготы предстоящей работы смешались в единый конгломерат. Прежде всего, следовало отработать репертуар. Тот, который исполнялся на концертах, был рассчитан на нашего зрителя, и для фестиваля не годился. Срочно стали разучивать новые песни – «Тебе комсомол», «Гимн демократической молодежи», «Катюша», «Калинка», «Подмосковные вечера», «Широка страна моя родная», «Песня о мире» (на нем.яз.), «Бэла чао» (на итал.яз.) и т.д. Профессионалы помогали отрабатывать произношение.
9 июля художественная группа советской делегации в составе 400 артистов собралась в Москве. Здесь решались организационные вопросы, проводились совместные репетиции, примерялись красивые фестивальные костюмы, и прослушивалась уже готовая программа. Художественную группу советской делегации разбили на 15 бригад. Политическим руководителем 10-й бригады назначили первого секретаря алматинского обкома ЛКСМ Казахстана Шамшу Беркимбаеву, а художественным руководителем – Досыма Сулеева. В нее вошли казахстанцы («Дос-Мукасан» и народная артистка КазССР, танцовщица ГАТОБ Раушан Байсеитова), артист Росконцерта, пантомим Александр Жеромский, певец из Кабардино-Балкарии Заур Тутов, танцевальный дуэт из Эвенкии, пианист из Азербайджана Полад Бадалбейли и др. Многие из них впоследствии стали народными артистами.
25 июля на специальном поезде Советская делегация выехала из Москвы. Весь путь до Берлина превратился в сплошную импровизированную сцену. На каждой 10-15 минутной остановке зажигательные кавказские ритмы сменялись задушевными украинскими песнями. Тут же звучали узбекские барабаны, рубабы и карнаи, отплясывал свой «Жок» прибалтийский коллектив танцоров. Концерты на перроне заканчивались·«Катюшей» или «Подмосковными вечерами». «Дoc-Mукасан» сразу оказался в центре внимания. По внутреннему радио было отмечено, что казахстанский вагон оказался самым весёлым и красочным и руководитель советской делегации секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников подошёл к нему, и поблагодарил ребят за задор и веселье.
28 июля 1973 года на стадионе Вельтфестштадиум (Молодость мира) состоялось торжественное открытие Фестиваля. Это был незабываемый грандиозный праздник, в котором приняли участие 25600 человек из 140 стран мира и Берлин стал земным шаром в миниатюре. Момент, когда многочисленная советская делегация шагнула на зеркало стадиона, был самым незабываемым и волнующим. Члены остальных делегаций, уже сидевших на трибунах,_ стоя встречали ее проход. «Soviet Union! Sovet Union! Union de Sovetique! Sovetler Cumhurrieti! Zvyazek Radzeiski! Советский Союз!» – скандировал весь стадион. Что это было – искреннее уважение к Великой сверхдержаве или страх перед её ядерной мощью? Трепетное благоговение перед грандиозными свершениями советского народа или коварное заискивание? Кто знает. Скорее всего – и то, и другое.
Фестиваль – это на первый взгляд хаотическое скопление представителей разных племён, народов, стран. На самом деле все делегации живут по единой программе, разработанной и планомерно проводимой организаторами. Каждый час был полон событиями. Здесь проходили политические семинары и дискуссии, концерты, массовые празднества и обязательное красочное шествие делегаций. Организовывались встречи с мастерами искусства и знаковыми людьми планеты – американской правозащитницей Анжелой Дэвис, кубинским поэтом Николосом Гильеном, знаменитым летчиком Покрышкиным, космонавтом Валентиной Николаевой-Терешковой, поэтом Львом Ошаниным, футболистом Львом Яшиным, шахматистом Михаилом Талем.
«Досам» навсегда запомнилось их выступление на огромной сцене в центре Берлина, когда на чистейшем немецком языке они запели «Песню о мире». (Текст этой песни целый месяц с ними штудировала диктор казахского радио Мина Вагнер). Тысячеголосый хор тотчас же подхватил знакомые мотив и слова. Это надо было видеть! Тысячи рук и сердец сплелись вместе в едином порыве отстоять Мир и построить Социализм. И вдруг, совсем неожиданно, под оглушительный рёв толпы, в свете прожекторов на сцене появился Дин Рид. Кто не знает этого американского красавца, композитора, певца и киноактёра! Каждая его песня сопровождалась аплодисментами и овациями. Заключая своё выступление, Дин Рид подошел к нашим ребятам, жестами пригласил всех выступающих к микрофонам и запел по-русски «Пусть всегда будет солнце».
Встреч было множество! Только в одном Берлине 10 бригада, в которую входили «Досы», дала более 25-ти выступлений! Театр им. М.Горького, Дом дружбы ГДР – СССР, сцена вагоноремонтного завода, Берлинский университет им.Гумбольта, площадь Алекзандерплатц….- вот неполный перечень. Выезжали в город Галь, ездили по большим и малым заводам и фабрикам, школам и институтам, где обменивались не только творчеством, знаниями и мнениями, но и автографами, факсимиле, рисунками. Здесь, на фестивале ребята воочию убедились, что песня – это сильное оружие в борьбе за укрепление мира и дружбы народов. На них лежала большая ответственность ведь они представляли не просто СССР, а также и свою родину, Казахстан.
Из семи ансамблей советских республик, выступавших на фестивале, только два были награждены дипломами и золотыми медалями лауреатов. Это – «Песняры» и «Дос-Мукасан. (Медаль «Досов» была передана на хранение в музей ЦК комсомола Казахстана, а затем бесследно исчезла вместе с этой организацией). Когда прозвучало: – «По результатам концертов Лауреатом Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов объявляется ВИА из Советского Союза «Дос-Мукасан»», состояние ребят было непередаваемым. Они радовались за себя, за отечество, за свой политех, за то, что смогли оправдать доверие народа и достойно удержать знамя национального искусства Казахстана. А дома их возвращения ждали с нетерпением. Ждали новых концертов, попасть на которые становилось все труднее, ждали новых песен.