Д.Кшибеков «Как появился «Дос-Мукасан»»

»image001

13 сентября 2003 года

image002

Досмухан КШИБЕКОВ,
профессор Казахского национального технического
университета им. К. Сатпаева

image003

На Всесоюзной ударной комсомольской стройке Нурекской ГЭС, Таджикистан, 1971 год. Члены ансамбля «ДосМукасан» и народные артисты Казахстана Ескендер Хасангалиев и Нургали Нусупжанов приехали с концертом.

В конце нынешнего года культовому казахскому вокально-инструментальному ансамблю «ДосМукасан» исполняется 35 лет. Популярность eгo за эти годы ничуть не ослабла, а выступления коллектива вызывают огромный интерес. Об этом ансамбле мнoгo писали, рассказывали, но вот о том, как именно он создавался, знают немногие. Я думаю, надо восполнить этот пробел.

Интересно, что долгое время название ансамбля связывали с моим именем. Порой меня так и окликали — Досмукасан. На самом же деле «Дос-Мукасан» — это заглавные буквы фамилий участников группы. И название это даже пришлось закреплять через партком нашего бывшего политехнического института, ныне Казахского национального университета имени Каныша Сатпаева, так как многим казалось, что оно каким-то образом связано с моим именем.
Я был тогда секретарем парткома. Было это в 1968 году. Ко мне подошел студент факультета автоматики и вычислительной техники Шарип Омаров с каким-то парнем и сказал: «У нас на факультете сложились две группы, умеющие играть на электромузыкальном инструменте. Но комплект только один. Так нельзя, инструменты расстроятся. Нам нужен свой, собственный». Я попросил ректора университета профессора Ашима Курамбаевича Омарова помочь ребятам. Он ответил: «Это очень трудно. Необходимо 20 тысяч рублей. Мы на один комплект едва нашли деньги, а ты еще просишь. Откуда я такую сумму возьму?». На этом разговimage004ор, казалось, закончился. Скажу для сравнения, что в то время автомобиль «Волга» стоил не более 15 тысяч рублей. Через день я зашел в кабинет ректора по какому-то совершенно иному вопросу и увидел у него директора Текелийского горно-обогатительного комбината Ибрагима Едильбаева, которого давно знал и очень уважал. После взаимных приветствий я обратился к нему: «Послушай, Ибеке! В институте у нас много талантливых ребят, но не хватает средств помочь им. В порядке шефской помощи приобрети музыкальные инструменты». Он спросил: «Сколько они стоят?». Я говорю: «Примерно 20 тысяч рублей». Он, немного подумав, согласился. Так у нас в институте появился второй комплект инструментов. Одна группа, правда, со временем распалась. А «Дос-Мукасан», напротив, набирал обороты.
Партком состоял у нас из 17 человек, каждый имел свой участок работы. Одним из членов парткома был заведующий кафедрой «Общая химия», доцент Турсун Омарович Салибаев, человек музыкально очень одаренный, любящий и понимающий искусство. Ему и дали поручение — идейно и организационно руководить ансамблем. Конечно, мы беспокоились и за сохранность дорогих инструментов. Турсун Салибаев сумел найти ключ к сердцу каждого участника ансамбля, заботился о них по-отечески, радуясь, как ребенок, каждому успеху. Сегодня, говоря о славе «Дос-Мукасана», нельзя забывать и о роли покойного Турсуна Омаровича.
Значимость «Дос-Мукасана», возможно, сегодня не совсем оценили. А между тем это огромное явление в музыкальной, культурной жизни нашей страны. «Дос-Мукасан» возник примерно в то же время, что и популярные ансамбли «Ялла» Узбекистане, «Песняры» в Беларуси. Он стал близким сердцам миллионов слушателей, потому что в его исполнении по-новому зазвучали любимые народные песни. Чисто, без всяких искажений, ребята исполняли казахские песни, сохраняя все тонкости и нюансы, с потрясающей точностью соблюдая национальный колорит. Вековые песни казахов, отражавшие их мечты и чаяния, страсти, любовь и страдания, потери и радости, ранее исполнявшиеся камерно, на полутонах, впервые зазвучали во весь голос, и вышли на широкий простор, не раздражая, а лаская ухо слушателя, независимо от его национальной принадлежности. И до сих пор на свадьбах звучат песни «Дос-Мукасана». А ведь создатели и участники ансамбля не были профессиональными музыкантами. Но они были очень талантливы, любили музыку, сами сочиняли ее, даже и тексты писали сами. Невероятно популярной в народе стала песня «Той жыры» (музыка Досыма Сулееева, ныне ректора КазНТУ, слова Улыкпана Сыдыкова, проректора университета). Они были студентами факультета автоматики и вычислительной техники — Досым Сулеев, Шарип Омаров, Мейрбек Молдабеков, Хамит Санбаев, Мурат Хусаинов, Саня Литвинов и другие. Все они сегодня известные люди, ученые, общественные и государственные деятели. Только Мурат Хусаинов остался в ансамбле «ДосМукасан», став его музыкально дипломированным руководителем. Солистами ансамбля были Осмадияр Маканов, Курманай Омарова, Бахыт Джумадилов и другие.

Прошло почти 35 лет со дня создания ансамбля, но он по-прежнему популярен. По просьбе слушателей акиматы областных городов периодически приглашают его в своем первом составе на концерты, которые проходят в полных залах. Такие концерты состоялись в Актау, Шымкенте, Усть-Каменогорске и других городах. А в этом году грандиозный концерт прошел во Дворце республики Алматы.
«Дос-Мукасан», безусловно, гордость Казахстана и, конечно, огромный успех нашего университета. Думаю, что такой ансамбль просто не мог не появиться в богатой казахской музыкальной культуре.