В год поддержки культуры нельзя не вспомнить имя Бахытжана Джумадилова, которое широко известно любителям казахстанской эстрады с начала 70-х годов. На протяжении полутора десятилетий он был бессменным солистом знаменитой группы «Дос-Мукасан». Но, наверное, не все знают, что он родился и до тринадцати лет жил в селе Жаланаш Кегенского района Алматинской области. Именно там Бахытжан впитал вдохновенную силу народной музыки и родного языка. Ведь не секрет, что горожане того поколения увлекались совершенно другой музыкой и с трудом изъяснялись по-казахски.
Однако, по его собственному признанию, переезд в 1960 году со всей семьей в г. Алматы и стал переломным моментом в жизни Бахытжана. С дошкольных лет у него было стремление выделиться среди сверстников – в три-четыре года читал наизусть стихи и пел песни перед любой аудиторией. В третьем классе школы на детском районном смотре художественной самодеятельности, исполнив русскую народную песню «Вижу чудное приволье», занял первое место. В том же возрасте будущий певец и автор песен уже активно и неплохо рисовал, писал стихи. Но лишь с переездом в Алматы он серьезно и хорошо научился играть на гитаре. Как он сам вспоминает, в этом не последнюю роль сыграло желание понравиться девочкам.
Все творческие проявления Бахытжана родители считали временными увлечениями. По их мнению, сыну нужно было что-то более приземленное, существенное, нежели карьера служителя муз. Потому он не учился в музыкальной школе, не посещал кружки хора или рисования, и после окончания школы он поступил в политехнический институт.
В том же году в КазГУ, в существовавшем там вокально-инструментальном ансамбле «Оптимисты», объявили конкурс на вакантное, так сказать, место вокалиста. Из почти двухсот претендентов i выбор пал на Джумадилова. Кстати, руководителем этого ансамбля был Анатолий Каргаполов, а музыкантами – Тахир и Фархат Ибрагимовы, Анатолий Трушин и Григорий Гаспарян – известные мастера – музыканты и по сию пору. Время пребывания Бахытжана «оптимистом» не прошло даром – это была хорошая музыкальная школа во всех отношениях. Здесь он научился петь более профессионально, изучил нотную грамоту и мог уже читать партитуру, что называется, с листа.
Но однажды Досым Сулеев, руководитель ВИА в Политехе, нажимая на патриотизм, сначала уговаривал, а затем через декана и прочих руководителей вуза перетянул Бахытжана в свой ансамбль, он назывался «Дос-Мукасан».
В 1970 году, когда Бахытжан пришел в «Дос-Мукасан», ансамбль существовал уже три года, и в его состав; кроме Сулеева и Джумадилова, входили Мурат Кусаинов, Хамит Санбаев и Александр Литвинов. Позже к ним присоединились Шарип Омаров и Меирбек Молдабеков. Все они – первые члены «Д-М» – теперь известны не только и не столько, как популярные когда-то музыканты. Один из них в настоящее время председатель комитета по обороне Мажилиса Парламента, другой директор департамента Минобразования, третий является директором Национального аэрокосмического агентства, еще двое – бизнесмены. А в профессиональной музыке остались лишь двое.
В 1974 году пятеро участников ансамбля расстались со сценой и занялись основной работой по специальности. Оставшиеся Кусаинов и Джумадилов создали группу «Дос-Мукасан» -2, в нее вошли Арсен Баянов, Мурат Сарыбаев, Аскар Джанкушуков, Багдат Айдарханов, Нуртас Кусаинов.
В составе ансамбля Бахытжан Джумадилов стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, лауреатом Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. А в 1997 году на международном фестивале «Азия дауысы» ансамбль «Дос-Мукасан» был официально возведен в ранг «легенды казахской музыки».
К своим первым песням Бахытжан писал только стихи, среди них: «Кайдасын»” (муз. М.Молдабекова), «Это ты» (муз. Д.Сулеева), «Ты моя мечта» (муз. М.Кусаинова). Позже создавал песни уже целиком: и музыка и слова были собственными, это «Кайта – оралдым», «Малая станица», «Сагындым», «На Бродвее у ЦГ», «Алматыга кыс келдi» и многие другие. Каждая песня связана с определенным отрезком жизни, в которых, считает Бахытжан, действительно передается образ мыслей человека, состояние его души.
Одна из первых, популярная до сих пор песня «Кайдасын» была написана в поездке на съемках телефильма об ансамбле «Дос-Мукасан». В автобусе, заполненном телевизионщиками, музыкантами и их аппаратурой, прямо в дороге у Мейрбека Молдабекова родилась мелодия, которую он наигрывал на гитаре. Бахытжан, услышав ее, тут же сочинил сначала несколько строк, а потом до конца пути всю песню. Недавно эту уже со стажем песню в числе других записало на лазерный компакт-диск «Тамшылар» в своем исполнении трио АБК. Б. Д., поздравляя музыкантов с выходом нового диска, полушутя спросил про авторское вознаграждение, но певцы, не растерявшись, ответили в том же тоне: «А мы думали, что эта песня народная».
После ухода в 1984 году из «Дос-Мукасана» Бахытжан становится заместителем директора Казахконцерта, затем первым директором Центрального концертного зала, под его руководством реконструировали здание ЦКЗ на территории старой киностудии.
Потом был директором Объединения зон отдыха и туризма. А в 1991 году уехал за границу. Сначала некоторое время жил в Америке, затем в Турции, где кроме того что в совершенстве овладел английским и турецким языками учился менеджменту малого бизнеса. Но, в конце концов, родители уговорили его вернуться на родину. По возвращении занялся частным бизнесом, имел в собственности ресторан. В 1997 году создал свой продюсерский центр «Мастер-класс», основным направлением деятельности которого является поддержка молодых исполнителей в становлении их артистического мастерства. Желание помочь молодым дарованиям сориентироваться в современной музыке и зарождающемся шоу-бизнесе Казахстана продиктовано жизненным и особенно эстрадным опытом Бахытжана.
25-летний юбилей «Дос-Мукасана» был отмечен большим концертом во Дворце Республики. К сожалению, 30-ю годовщину ансамбля отпраздновать бывшим членам группы вместе не удалось. Но 9 мая 2000 года в честь 55-летия Победы в г. Жана-Узень для ветеранов войны и нефтяников вместо запланированного одного концерта пришлось первому составу прославленного ансамбля выступать дважды – настолько восхищена была публика. В перспективе «ветераны» «Дос-Мукасана», по возможности, будут стараться собираться вместе и выступать по приглашениям. В конце концов, этот ансамбль не просто приятные ностальгические воспоминания среднего и старшего поколения – он история нашей эстрады, гордость современной культуры.
В последние три года Б. Д., можно сказать, вернулся на эстраду. Хотя много времени отнимает продюсерский центр, он все же уделяет внимание и исполнительской деятельности. Выступает с песнями по приглашению на радио и телевидении. Подготовил сольный концерт «Дос-Мукасан»: годы и дороги». С прошлого года побывал с этим концертом, в котором принимают участие ученики Бахытжана и его 7-летняя дочь Назым, в городах Таразе, Кызылорде, Талдыкоргане и других.
Кстати, 16 сентября 2000 года Б. Д принимает участие во 2-м музыкальном фестивале «Алматы – моя первая любовь», проходящем в пригородном санатории «Алатау».
Не забывал Бахытжан и своего увлечения рисованием. Всю жизнь его сопровождала тяга к изображению на бумаге или холсте природных и городских пейзажей, портретов и плакатов. Пишет маслом, акварелью, выполняет графические работы. На стене в гостиной висит особенно удавшееся ему полотно «Хан-Тенгри» – эту картину создал Бахытжан на своей «малой» родине, вид на седой поднебесный пик открывается из родного села.
В последние три года Б. Д., можно сказать, вернулся на эстраду. Хотя много времени отнимает продюсерский центр, он все же уделяет внимание и исполнительской деятельности. Выступает с песнями по приглашению на радио и телевидении. Подготовил сольный концерт «Дос-Мукасан»: годы и дороги». С прошлого года побывал с этим концертом, в котором принимают участие ученики Бахытжана и его 7-летняя дочь Назым, в городах Таразе, Кызылорде, Талдыкоргане и других.
Кстати, 16 сентября 2000 года Б. Д принимает участие во 2-м музыкальном фестивале «Алматы – моя первая любовь», проходящем в пригородном санатории «Алатау».
Не забывал Бахытжан и своего увлечения рисованием. Всю жизнь его сопровождала тяга к изображению на бумаге или холсте природных и городских пейзажей, портретов и плакатов. Пишет маслом, акварелью, выполняет графические работы. На стене в гостиной висит особенно удавшееся ему полотно «Хан-Тенгри» – эту картину создал Бахытжан на своей «малой» родине, вид на седой поднебесный пик открывается из родного села.
В последние три года Б. Д., можно сказать, вернулся на эстраду. Хотя много времени отнимает продюсерский центр, он все же уделяет внимание и исполнительской деятельности. Выступает с песнями по приглашению на радио и телевидении. Подготовил сольный концерт «Дос-Мукасан»: годы и дороги». С прошлого года побывал с этим концертом, в котором принимают участие ученики Бахытжана и его 7-летняя дочь Назым, в городах Таразе, Кызылорде, Талдыкоргане и других.
Кстати, 16 сентября 2000 года Б. Д принимает участие во 2-м музыкальном фестивале «Алматы – моя первая любовь», проходящем в пригородном санатории «Алатау».
Не забывал Бахытжан и своего увлечения рисованием. Всю жизнь его сопровождала тяга к изображению на бумаге или холсте природных и городских пейзажей, портретов и плакатов. Пишет маслом, акварелью, выполняет графические работы. На стене в гостиной висит особенно удавшееся ему полотно «Хан-Тенгри» – эту картину создал Бахытжан на своей «малой» родине, вид на седой поднебесный пик открывается из родного села.
А вообще Б. Д. уверен, что всем, чего он добился в жизни, обязан своему отцу. Его трудолюбие, настойчивость, добросовестность всегда были примером для Бахытжана. Ведь не просто так отец, начавший работать пятнадцатилетним юношей в суровые годы войны, поднялся по служебной лестнице от начальника райфинотдела до заместителя министра финансов. Сейчас он на заслуженном отдыхе.
Когда же Б. Д. задают обычный для артиста вопрос о званиях, он отвечает, что в советское время получить заслуженные регалии не составляло труда, учитывая популярность ансамбля. Но если чиновники не оценили в свое время по достоинству, то это сделали благодарные зрители, слушатели, поклонники. Без сомнения, народ знает и помнит «Дос-Мукасан», все мы с удовольствием слушаем и поем сами их песни до сих пор.
Е. АБИЛЕВ.
НА СНИМКАХ: Бахытжан -наставник молодых исполнителей;
Б. Джумадилов и М. Кусаинов почти 30 лет назад;
«ветераны» 1-го состава «Дос-Мукасана»