И ПЕСНЯ ВЗЛЕТЕЛА,
И ГОЛОС
ОКРЕП
«Дос-Мукасан», в Казахстане, наверное, знают все. Нет, пожалуй, ни одного конкурса или смотра, традиционный он или совсем новый, в котором бы не участвовал самодеятельный студенческий ансамбль Казахского политехнического. Самый недавний конкурс и самая последняя победа — в Ташкенте, на Всесоюзном фестивале самодеятельных ансамблей «Дружба народов». А еще — записи на радио, частые выступления по телевидению, две пластинки стотысячным тиражом, выпущенные всесоюзной фирмой «Мелодия», и новая, уже запущенная в производство… Победы, лауреатства, бесчисленные шефские концерты, четкий «эффект узнавания» ансамбля, скорый и прочный контакт с аудиторией …
Но в Минск они приехали, слегка робея от собственной дерзости. Страшило не число соперников — а их было более двухсот, не программа, требующая исполнения трех разнохарактерных произведений советских авторов. И даже не состав жюри, в котором — видные композиторы, поэты. Главным было другое: «Дос-Мукасан» на равных с известными коллективами участвовал во Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей советской песни. Выступал впервые в первом в стране творческом соревновании профессиональных вокально-инструментальных ансамблей.
— Но ведь это и интересно, когда соперник сильный, верно? Да, конечно, было много волнений, нервов… Все хотят победить. Но для нас другое важным было: проверить, на что мы способны, чего достигли ..Программа-минимум — обойти хотя бы один профессиональный коллектив. А самые смелые планы — попасть в десятку лучших ..•
О своем участии в конкурсе они узнали за неделю до его открытия. Готовились отчаянно. без перерывов, по жесткому графику. Для выступления важна была не традиционная, оригинальная обработка мелодий, и они заново подготовили «Свадебную», «Ночную Алма-Ату». Ломали голо
ву над третьей — песней Левашова «Соловьи России». В лирический настрой ее внезапно вторгается тема войны, это надо выделить, подчеркнуть — маршеобразным ритмом. НО как соединить эти две темы? Придумали «мостик» — сложный шестиголосый вокал, получилось неплохо. А как оттенить скорбные и мужественные интонации песни? Когда-то, слушая выступление гастролирующего у нас зарубежного оркестра, ребята поразились необычному тембру — гитара звучала, как скрипка! Долго ломали голову над секретом и докопались-таки! Во вступлении к песне светло и высоко, как скрипка, пела гитара… А когда смолкал певец, в оркестре с помощью все тех же гитар рассыпались замысловатые соловьиные трели…
«Соловьи России» принесли алмаатинцам специальный приз жюри за лучшую обработку советской песни.
-Как нам понравился Минск? Особенно и не расскажешь. Многого не удалось посмотреть, а увиденное так перемешалось, что только сейчас можно решиться на какой-то анализ, «подведение итогов»… Обстановка на конкурсе напряженная, а нам еще с превеликим трудом удалось получить усилители. С 10 утра до 8-ми — в зале, на репетиции, вечером – концерты. Спали по 5-6 часов, Но с. ребятами хорошо — у них есть выдержка, дисциплина — неоценимое в ансамбле качество. И потом мы видели. как работают музыканты из оркестра Силантьева — с каждым из 23 исполнителей надо было приготовить по три песни и так, чтобы у двух разных певцов они звучали по-разному, Вот это был урок профессионализма!
Самым трудным был первый тур. Все дрожат, нервничают. Мы, пожалуй, меньше других. Нас никто не знал, газеты писали про нассперва: «и др.» Выступили впервые и чуть не провалились: в самом важном месте подвела аппаратура: вместо трели — хрип. И еще не зная результатов, поехали мы с шефским концертом на Минский камвольный комбинат. Здорово нас принимали! Кстати, выяснилось, что костюмы наши сшиты из ткани, выпускаемой комбинатом. Так неожиданно мы подружились. У нас появились преданные болельщики, звонили часто потом. цветы присылали …
«Дос-Мукасан» прошел на второй тур. Видно, жюри увидело в ансамбле потенциальные возможности, разглядело в ребятах волевых, обещающих музыкантов. И началось соревнование: какой из девяти «прорвавшихся» коллективов лучший? Не caмый удачливый в этот вечер, в это «короткое мгновение истины», а лучший по мастерству, вкусу?
Зрители активно сочувствовали жюри: каждый коллектив по-своему хорош, а сверхчувствительного прибора, который помог бы установить, какой ансамбль·искуснее, пока не изобрели.
-Зрители устраивали овацию после каждой песни. Но это легкий успех, обязанный, может быть, экзотичности «Дос-Мукасана». Мы равняли себя по другим ансамблям. И первый ориентир — «Песняры». Безукоризненная музыкальность, культура, простота и строгость исполнения. Вот «Калинка» ленинградская — уже иное: чисто сценический коллектив, каждая песня -костюмированное представление, лукавое, яркое, запоминающееся. А «Moсквичи» — классического направления ансамбль, со скрипками, виолончелью. И научиться чему-нибудь можно у каждого из них.
Можно ли было предугадать, что «Дос-Мукасан» станет лауреатом конкурса, уступив первенство «Песнярам»? И в числе немногих профессиональных ансамблей получит путевку на Х берлинский фестиваль? Вряд ли нашелся бы такой оракул, чьи прогнозы обещали бы сбыться в действительности. Были надежды и пожелания. Но пожелания ни к чему не обязывают, а надежды сбываются довольно в редких случаях …
Это счастливый случай? Сейчас, когда начало «Дос-Мукасана» уже отодвинулось к горизонтам памяти, просто говорить о закономерности прожитого и испытанного. Но проследите его шестилетний путь, вспомните его песни — эхо удач и поражений, печалей и радостей.
«Дос-Мукасан» — ансамбль фольклорный. Это значит, что главная его цель — обработка народных песен. Вдумчивая, бережная аранжировка столетиями сохранившихся мелодий.
Все настоящие песни современны, им не дано стареть. Каждую новую песню в своем репертуаре «Дос-Мукасан», старается оправдать, найти в ней себя. Наверное, это единственный путь в искусстве. Музыканты не согласны на легкий успех, который рано или поздно ведет к девальвации дарования. И ориентиром в пути служит мастерство, вкус, искренность. Давние песни «Дос-Мукасан» исполняет так, чтобы возвратить им романтический привкус молодости.
-Мы многих удивили на конкурсе своими инструментами. Вот. например, асатаяк, по-русски можно сказать «шаловливая палка». Это ударный инструмент, похожий на жезл, макушка которого обтянута кожей с прицепленными к ней металлическими платинами. Он сообщает мелодии необычный, завораживающе-странный оттенок.
О нем нам рассказал Болат Сарыбаев, доцент института искусств. Пригласил к себе, показал удивительную коллекцию древнейших национальных музыкальных инструментов. Мы представили, как выигрышно зазвучит новый инструмент в нашем ансамбле. Разыскали прекрасного мастера — Бейсембаева, который по рассказам стариков, по сохранившимся рисункам умеет создавать модели забытых теперь уже. музыкальных инструментов.
Попросили его помочь, и за три дня мастер изготовил нам асатаяк, искусно украшенный старинным орнаментом. Таким же путем появилась в ансамбле и дангыра, похожая на современный бубен с пластинками. А шанкобыз нам подарили на прошлогоднем Московском фестивале «Народные таланты»друзья из Якутии. Многим ансамблям в Минске он очень понравился, и мы вышлем для них этот старинный незатейливый инструмент.
«Дос-Мукасан» пришел на конкурс со своей темой. Ее развитие, поиски новых ее решений вовсе не располагают к успокоенности. Наоборот, требуют безостановочного повышения «классности».
Конкурс познакомил с алма-атинскими музыкантами и певцами зрителей всей страны (выступления записывались и Для интервидения). Заставил их запомнить ансамбль, с нетерпением ждать новых с ним встреч.
А песни «Дос-Мукасана» уже начали жить с нами.
Интервью с руководителем ансамбля
Дocымом Сулеевым вела Л.ГЕРЦИЙ.
На снимке (справа налeво); Д. Сулеев, К Омарова и Т. Нарбаева.