И.Исаев «Спутник моей души – раздольная песня» (перевод)

 

Руководитель ансамбля – Досым Сулеев

Я хорошо знал его заочно, но никогда с ним не общался. Видел его на сцене, несколько раз по телевизору, однако внешне он мне не запомнился. И Досым, и девушки, и парни из ансамбля, как и их песни, в глубине души импонировали мне. Не скрою, я искал в исполнителях какие-то не присущие другим качества, отличительные черты…

Я думал, что он высокомерный. Все-таки он был руководителем знаменитого ансамбля « Дос-Мукасан». Однако я ошибся.

Он не опоздал на встречу, пришел во время, как договорились. Оказался стройным брюнетом среднего роста. Ладно сшитый серый костюм и цветной галстук – ничего вызывающег о. Думаю излишне говорить далее…

Наш разговор длился около полутора часов. В моем блокноте хранятся торопливые записи той беседы. И теперь я считаю своим долгом скрупулезно восстановить их и донести до вас.

– Конечно, всем интересно знать биографию человека, известного вам заочно, поэтому расскажите сначала о том, как у вас проснулся интерес к песне.

– Я родился в Сарыагаче, в семье военного. Детство прошло в Созаке, затем мы переехали в Кентау, где в 1965 году окончил общеобразовательную школу им. 30 – летия Казахстана и музыкальную школу по классу баяна.

– Почему тогда не поступили в консерваторию?

– Что Вам ответить?! Однозначно объяснить это сложно. Мои родители не мечтали видеть во мне музыканта. (Откровенно говоря, они никогда и не одобряли мои музыкальные увлечения, но это отдельная тема). Я и сам не мечтал о музыкальной карьере. У меня было два увлечения. Кроме игры на баяне, мне так же нравилось решать сложные задачи по физике и математике. Наконец, второе желание побороло первое – после окончания школы я стал студентом факультета автоматики и вычислительной техники Казахского политехнического института им. В.Ленина

– Теперь о создании ансамбля « Дос-Мукасан» ..

– Об этом неоднократно и писали и говорили, однако повторимся…

На первом курсе Мурат Кусаинов, Хамит Санбаев, Мейрбек Молдабеков и я жили в одном общежития. Я заметил, что все они не дилетанты в музыке, играли на гитаре, пели песни. Затем мы, как бы, объединились и пару раз импровизировали своеобразные концерты на днях рождения девушек из соседних комнат. Затем по воскресеньям стали организовывать танцы в вестибюле. Все были рады, радовались и мы, а о создании ансамбля и мыслей не было.

Весной на втором курсе мы участвовали в конкурсе художественной самодеятельности института. И когда жюри присудило нам первое место, мы больше удивились, чем обрадовались.

Это был наш первый успех. Летом этого года в составе ССО мы поехали на целину. С нами работали студенты из Венгрии. Ясно, что трудовой день заканчивался танцами и песнями, в основном выступал наш ансамбль. В один из таких вечеров друзья из Венгрии спросили о названии ансамбля. Мы признались, что нам и в голову не приходило как-то назвать ансамбль. Тогда парень по имени Янош сказал: «Пусть будет Дос-Мукасан» и на наш удивленный вопрос пояснил, как перевести аббревиатуру. Оказывается, он соединил первые слоги наших имен – Досым, Мурат, Хамит, Саня (Саня Литвинов заменил нам Мейрбека, который уехал работать с другой бригадой).

Вот с этого момента родился ансамбль « Дос-Мукасан».

– Достижения «Дос-Мукасана» многим достаточно известны, не стоит повторяться, однако, пользуясь случаем, хочу попросить рассказать о трудностях на пути к славе.

– Вряд ли я смогу рассказать обо всем, но непреодолимой трудностью был дефицит времени. Участники ансамбля работали по своим специальностям, некоторые учились. Стыдно было часто уходить с работы, ссылаясь на репетиции. Поэтому мы собирались поздно, после работы.

– Целый день на работе, допоздна на репетиции, когда же вы успевали отдыхать?

– Сама репетиция была для нас отдыхом, по крайней мере, для меня. По роду профессии мне приходилось много считать. Вы знаете, это не легко. Однако на репетиции все эти расчеты, чертежи напрочь улетучивались из головы, я жил в мире музыки и не замечал усталости.

– Тогда, наверное, это не относилось к трудностям, если вы говорите об этом, как об удовольствии. Это удовольствие в отдыхе или отдых в удовольствии?

– Да это удовольствие в отдыхе (он уклончиво улыбнулся). Однако, вы знаете цену такому « отдыху»? Мы никогда не задерживались с началом репетиции, всегда начинали во время, нам ничто не должно было мешать. Сходить, как люди, в кино, на спектакль, в гости, отдохнуть на природе – все это для нас было редкими минутами радости.

Общий вес наших инструментов составлял 800 кг и почти полчаса уходило на то, чтобы вынести и установить их на сцене. Это было для нас спортивной тренировкой (он опять улыбнулся). Мы всегда мечтали иметь такие инструменты, поэтому не считали 800 кг тяжестью.

– И все-таки были ли моменты, когда вы хотели бросить свою должность инженера и полностью уйти в мир искусства?

– Были. В прошлом году наш коллектив завоевал третье место на Всесоюзном конкурсе профессиональных эстрадных ансамблей в Минске, и затем стал Лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Берлине. После этого мы получили приглашение от «Казахконцерта» перейти на профессиональную сцену. Вот тут мы действительно заволновались. Мне говорили: «Ты смог довести ансамбль до таких вершин. Это не каждому дано». И мне казалось, что мое место действительно в искусстве. Институт направил меня в аспирантуру в Москву – и мне казалось, что мое место в науке. Вот на этом перепутье, узнав о моих сомнениях, из Кентау приехала мама и сказала: «Песня никуда не денется, поступай в аспирантуру, совершенствуйся в этой области. И отец тоже так считает». Наверное, это и повлияло на мое решение. Я уехал в Москву, поступил в аспирантуру института стали и сплавов и сейчас там учусь.

– Значит «Дос-Мукасан», как прежде, остался коллективом художественной самодеятельности?

– Так оно и есть, и могу сказать, что это однозначное решение, ансамбль по-прежнему в основном состоит из студентов и сотрудников политехнического института.

– Сулеев уехал в Москву, ансамбль «Дос-Мукасан» перестал существовать – вот такие слухи. Что можете сказать по этому поводу?

– Это неверная информация. Хоть я и уехал в Москву, однако не бросил ансамбль на произвол, помогаю новыми песнями, по мере возможности советами. Сейчас руководителем ансамбля является Мурат Кусаинов. Правда, за последние полгода ансамбль не часто выступал перед зрителями. Однако на это есть причины. В состав коллектива пришли новички, репертуар пополнился новыми песнями. Преобразования невозможно осуществить в одночасье. Они требуют от состава ансамбля ежедневного кропотливого труда.

– Теперь познакомьте нас с новостями ансамбля.

– Сейчас в составе ансамбля 15 человек, новый ведущий, исполнители на народных инструментах, оркестр пополнился такими народными инструментами, как домбра, кобыз, шанкобыз, (дангыра). В репертуаре появились новые песни «Ләйлім», «Туган жер»

– В последнее время мы не видим в составе ансамбля исполнителя песни «Алатау» кандидата наук Осмадияра Маханова.

– У него сейчас очень много работы и поэтому он не участвовал в нескольких выступлениях ансамбля, однако в будущем Осмадияр-ага еще нераз порадует слушателей своими песнями.

– Слушатели знают Вас не только как певца, но и как композитора. Не могли ли бы рассказать об этом?

– Во-первых, я не певец, на сцене только иногда подпеваю. Основные мои функции – руководить ансамблем. В начале нашего разговора я уже говорил, что закончил музыкальную школу. Музыкальное образование дает мне возможность грамотно формировать репертуар, подбирать приемлемые песни и мелодии, аранжировать их, доводить до слушателей в нужной интерпретации. А на сцене я просто один из исполнителей.

Во-вторых, я действительно сочинил несколько песен. Мой первенец – «Ғашықпын». Затем «Той жыры», «Алматы тунi», «Күт менi», «Бақытқабарар жолда» и т.п. Все эти песни в репертуаре ансамбля «Дос-Мукасан». Я не думаю, что следует останавливаться на каждой песне персонально. Оценку им дает слушатель. Моя новая песня «Жан досым» посвящена моим друзьям студенческих лет Хамиту Санбаеву и Меирбеку Молдабекову.

– Особое место среди ваших песен занимает «Той жыры». Можно сказать, что сейчас ни один той, ни одна вечеринка не проходит без нее. Не могли бы вы рассказать об истории создания этой популярной песни?

– Первым из нас женился Мурат Кусаинов. Мы решили подарить молодоженам песню. В моей душе уже звучала мелодия, слова должен был написать Лукпан Сыдыков. Но он что–то долго тянул и принес их мне часам к пяти часам в день свадьбы. Прочитал, понравилось и тут же, взяв гитару, стал мурлыкать мотив. Вроде мелодия совпадала со словами. Словом, песня была готова в течение 15 минут. Быстро собрал ребят, немного порепетировали и у порога ресторана встретили жениха и невесту этой песней. Однако, на суд зрителя мы вынесли «Той жыры» только через месяц.

– Ваши мелодии красиво ложатся на удачно подобранные слова. Поэтому хочу спросить, произведения каких поэтов нравятся Вам, как композитору?

– В последнее время на мои мелодии пишет слова Туманбай Молдагалиев. Это не просто. Нежные, сокровенные тайны души в произведениях Туманбай-аги просто просят переложить их на музыку. В моих планах -дальнейшее сотрудничество с ним, совместные творческие искания. Один из прекрасных поэтов Мухтар Шаханов тоже написал несколько стихов на мои мелодии.

Эти ребята радуют нас своим искусством

– Ваше отношение к славе, известности?

– Во время репетиций, наедине мы часто затрагивали вопрос о славе, известности. И договорились всегда оставаться скромными, каких бы высот мы не достигли. По-моему, и по сей день никто из коллектива не нарушил этой договоренности. Если кто-то и начинал «звездить», то мы его сразу ставили на место. И, поэтому, не удивительно, что все ребята в коллективе «Дос-Мукасан» скромные.

– Сейчас многие хотят создать коллективы подобные «Дос-Мукасану». Что бы вы им посоветовали?

– Таких коллективов, действительно, становится много. Это радует. Однако, многим не хватает творческой индивидуальности. Ансамбли не должны быть похожими друг на друга. Не стоит исполнять без изменений популярные в народе песни.

Конечно, приятно, что нам подражают, берут с нас пример. Хорошо исполнять – не значит копировать. Но некоторые исполняют песни из нашего репертуара точ-в-точ. Есть и такие, которые даже выходят на сцену в темных очках (как я). Поэтому мой совет исполнителям – нужны собственные искания, что-то свое, новое. Конечно, кто ищет, тот всегда найдет.

– В завершении нашей беседы расскажите о ваших будущих планах.

– Первое – закончить аспирантуру. Мне, как руководителю ансамбля, не делается скидка. Наука требует много сил, времени и труда, поэтому все свое время трачу на научные поиски. Учеба, работа, репетиции, концерты, даже жениться некогда (он опять улыбнулся). «Ты единственный холостяк в «Дос-Мукасане», когда свадьба?», – часто слышу я подтрунивания друзей. Наверное, надо из этой «критики» делать выводы. По завершению аспирантуры вновь вернусь в свой институт и, само собой разумеется, в «Дос-Муксан». Потому что песня – спутник моей жизни.

* * *

После этой встречи «Дос-Мукасан» два дня подряд выступал с концертами во Дворце им. В.И.Ленина, посвященными XIV съезду ВЛКСМ и 50-летию со дня присвоения ему имени В.И.Ленина. И все два дня в кассу стояла длинная очередь из желающих приобрести билеты.

Два дня подряд высокий свод Дворца сотрясали аплодисменты – это была дань уважения и знак признательности тем, кто ценит искусство, кто, придав ей новый окрас, во всем многоцветии не растерял первозданность материала (народной музыки).

И.Исаев

Свободный перевод Джамили Сатыбалдиевой