Сложный выбор

     

Осенью 1973 года все участники ансамбля оказались перед сложным выбором –  продолжать музыкальную деятельность под крылом «Казахконцерта» или посвятить себя специальностям, полученным в вузе.

     В августе 1973 года ансамблю исполнилось 6 лет. Ребята уже окончили институт, трудоустроились, вошли в пору зрелости, большинство имели семьи и маленьких детей. Уходить с работы на репетиции и особенно уезжать на гастроли стало проблематично. Кроме того, нужно было зарабатывать деньги. Музыка, известность, победы в творчестве самодеятельных артистов «не кормили». Ребят везде принимали по высшему разряду, кормили, поили, устраивали в лучших гостиницах, но денег не платили – не положено. Кроме того статус самодеятельного коллектива мешал ансамблю выходить на большие орбиты. В это время Министерство культуры Казахстана настойчиво предлагало ансамблю перейти на профессиональную сцену. Все участники оказались перед сложным выбором – продолжать музыкальную деятельность под крылом «Казахконцерта» или посвятить себя специальностям, полученным в вузе. Часто собирались, обсуждали, спорили, пытались повлиять на решения друг друга. Пока было ясно одно – обязательно нужно сохранить коллектив и направление его творчества. Иначе зрители, полюбившие ансамбль, не поймут их и не простят.

Ясно было одно – обязательно нужно сохранить коллектив и направление его творчества. Иначе зрители, полюбившие ансамбль, не поймут их и не простят.

     Дос сделал свой выбор сразу по возвращении из Берлина. Он объявил ребятам, что поступил в целевую аспирантуру в Москве и через полгода должен уехать из Алма-Аты. Это было полной неожиданностью для всех. Возможно ли, чтобы не простой участник, а основатель и руководитель суперпопулярного ансамбля покинул свое детище в зените славы? Оказалось что возможно. Уговоры со стороны ребят, наставника Турсуна Омаровича, ректора Ашима Курамбаевича Омарова и представителей Министерства культуры не смогли изменить его, давно вынашиваемого, решения.

     Пока обсуждались технические и экономические условия перехода ансамбля в «Казахконцерт», ребятам хотелось быть вместе. Ведь они не расставались с тех пор, как в 1965 году поступили в политех. Днем вместе учились, старались на совесть, занятия никогда не пропускали, все контрольные задания сдавали в срок, а иногда и досрочно. Вечерами и ночами репетировали, постоянно обновляли репертуар. А теперь от предстоящих изменений и возможного расставания щемило сердце. Поэтому они с удовольствием откликнулись на предложения обкомов комсомола южных областей республики дать там концерты. Тем более, что многие ребята были родом из тех мест: Дос – из Кентау, Мурат – из Георгиевки (Кордай), Шарип – из Каратау под Джамбулом, Бахыт  – из Кегеня, Юра – из Балхаша, Тасхан – из Жетысая. Решили порадовать земляков своим искусством. В конце августа 1973 года «Досы» почти в полном составе поехали на гастроли. После долгого перерыва с ними был Мейр. Конечно, и  Турсун Омарович не мог оставить без присмотра своих любимцев. Дали концерты в Туркестане, Чимкенте, Джамбуле, Кызылорде и на родине всех ребят. Это было особое турне, трогательные встречи с родственниками, друзьями. Своими выступлениями ребята выразили благодарность родителям, учителям, друзьям, которые привили им любовь к прекрасному, к музыке, к своему народу, его традициям и культуре. Прием был, как всегда, восторженным, бури аплодисментов, живые·цветы.

Просто так купить  билет на концерт «Дос Мукасана» в те годы было невозможно. 

     Поклонники, словно предчувствуя скорое расставание с ансамблем, старались попасть на концерты. После выступления «Досов» в Джамбуле молодежь вышла на улицы города с лозунгами «Где билеты на «Дос-Мукасан?», «Искусство принадлежит народу!», «Они поют для нас!». Тогда музыканты из окон гостиницы видели милицию с дубинками и собаками. Оказалось, что билеты на концерт распределили между родственниками и знакомыми партийной верхушки, и только малая часть студентов и простых зрителей смогли попасть в зал, хотя ансамбль дал тогда 10 концертов!!! Кто сейчас осмелится дать хотя бы 2-3 концерта и сможет заполнить зал? Да, просто так купить  билет на концерт «Дос Мукасана» в те годы было невозможно. В Чимкенте безбилетный парень хотел попасть в зал через крышу, сорвался с колосника над сценой и чуть не разбился. А где-то под Кызылордой сломался автобус, который возил музыкантов, и вместо семи вечера они прибыли в нужный пункт за полночь. Вымотанные дорогой, злые, усталые ребята поразились, увидев, что возле ДК стоит толпа людей, никто не ушел домой. Конечно, не дать концерт было бы просто верхом эгоизма. И ночью «Досы» выступили перед кызылординцами, как всегда «вживую». В те годы еще не было ни фонограмм (фанеры), ни плюсовок, ни минусовок. Вот какая популярность была у «Дос-Мукасана» в те годы!

     В феврале 1974 года выступление ансамбля было включено в концертную программу ХIII съезда ЛКСМ Казахстана. Это было опять же большим признанием «Дос-Мукасана» как ведущего вокально-инструментального ансамбля республики. А высшим признанием было то, что в апреле они стали делегатами ХVII съезда ВЛКСМ, и выступили во Дворце Съездов в Москве. По возвращении в Алма-Ату «Досы» два дня подряд давали  концерты во Дворце им. В.И.Ленина. Они тоже были посвящены съезду ВЛКСМ и 50-летию со дня присвоения комсомолу имени В.И.Ленина. И снова в кассу стояла длинная очередь желающих приобрести билеты, а высокий свод Дворца сотрясали бурные аплодисменты. Ребята порадовали поклонников новыми произведениями. Это великолепная музыкальная композиция Мурата «Бетпак-дала» («Голодная степь»),  20 минут отображавшая свет и тени Великой Степи, Дикой Степи, Голодной Степи, народная песня «Ляйлим шырак», которую, как всегда, мастерски исполнил Бахыт. Дос из Москвы передал ребятам новую песню «Жан досым», написанную специально для Курманай. Автором слов был Т. Молдагалиев. Блестящий вокал Кати сделал ее истинным шедевром.

В апреле 1974 года они стали делегатами ХVII съезда ВЛКСМ, и выступили во Дворце Съездов в Москве. 

     Наконец в один из осенних дней 1974 года, ребята закрылись в актовом зале родного политеха, чтобы после мучительных раздумий окончательно определиться со своей судьбой. И определились. Хамит,  Мейр, а теперь и Дос уже сделали свой выбор. Курманай решила остаться на педагогической работе, Шарип выбрал комсомольско-партийную стезю, Юре нужно было еще окончить институт, Усмадияр, кандидат химических наук, работал над докторской диссертацией. Но все они остались почетными членами «Дос-Мукасана». В профессионалы решили перейти Мурат, Бахыт, Нуртас, Тася и Аскар. Здесь же провели выборы руководителя коллектива. Были выдвинуты две кандидатуры – Мурата и Бахыта, голоса разделились. Вмешался Дос, пользующийся непререкаемым авторитетом, и поддержал Мурата, который в последнее время активно занимался аранжировками, композицией и достаточно овладел музыкальной грамотой. Новым руководителем ансамбля стал Мурат. Ребята все решили честно, без обид друг на друга, и договорились каждые пять лет организовывать юбилейные выступления. Прощального концерта не было. Просто ребята поехали в горы, пели там свои песни и по-мужски плакали. Дос уехал в Москву, и судьба ансамбля перешла в руки Мурата Кусаинова. На смену ребятам, подавшимся в науку и в политику, Мурат пригласил молодых талантливых музыкантов: клавишника Багдада Айдарханова, выпускника консерватории, бас-гитариста Мурата Сарыбаева, а позже и барабанщика Арсена Баянова. Солисткой стала известная в Алмате джазовая певица Дарига Альпиева, профессиональная скрипачка, выпускница консерватории.

В профессионалы решили перейти Мурат, Бахыт, Нуртас, Тася и Аскар. Новым руководителем ансамбля стал Мурат. Ребята договорились каждые пять лет организовывать юбилейные выступления.

     Переговоры с Министерством культуры завершились тем, что осенью 1974 года «Дос-Мукасан» во втором составе появился в стенах старинного здания на Пушкина 63. Именно здесь находилось в ту пору Республиканское гастрольно-концертное объединение или попросту «Казахконцерт». И началась бурная гастрольная деятельность коллектива – встречи, концерты, зарубежные поездки. Ансамбль гастролировал во всех уголках Казахстана, во многих городах республик бывшего Союза, а также в 20-ти странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, в том числе в зоне боевых действий в Афганистане. Концерты «Дос-Мукасана» всегда проходили с огромным успехом и полным аншлагом. Если раньше ребята работали на имя ансамбля, то теперь имя работало на них. Творчеству ансамбля в этот период деятельности будет посвящена отдельная книга.

Творчеству ансамбля в этот период деятельности будет посвящена отдельная книга.

     В 1982 году Нуртас и Бахыт покинули коллектив. Нуртаса назначили художественным руководителем Семипалатинской филармонии, Базыта – заместителем директора концертно-гастрольного объединения «Казахконцерт». Ушел в производственники Аскар, впоследствии ставший директором завода в Семипалатинске, а барабанщик Арсен Баянов подался в журналисты. Летом 1985 г. состав коллектива снова обновился. В 1991 году Мурат объявил о временном прекращении деятельности ансамбля. Были сложные для страны времена, приходилось выживать самостоятельно – кто-то пел в ресторанах, чтобы заработать на жизнь, кто-то занялся коммерцией. Мурату посчастливилось по остаточной стоимости приобрести музыкальные инструменты, оставшиеся от «Дос-Мукасана» и он создал собственную студию звукозаписи «Әуен».