Феномен ансамбля «Дос-Мукасан»

     Сейчас, с высоты пройденных лет, прорыв «Дос-Мукасана» на сцену расценивается как революция и в казахстанской эстраде, и в общественном сознании. Чем же обусловлена столь стремительная и долгая популярность группы, в чем ее феномен? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, нет.

Вот что об этом говорят сами «Досы»:      

В группе, с правильно выстроенными отношениями, в атмосфере уважения и доверия легко было заниматься творчеством.

     Дос: – «Успехи ансамбля, наверное, в первую очередь объясняются тем, что наш коллектив представлял собой команду, эффективную и действенную, каждый член которой был неординарной личностью. Хорошо сочетались отличные организаторские способности Хамита с креативными менеджерскими качествами Шарипа, обязательность и дипломатичность Мейра с безапелляционностью и нерасторопностью Бахыта. Саша был сверхответственным. Внимательно слушал наши разговоры, редко «встревал» в них самый молодой участник ансамбля Юра, но иногда именно он ставил решающую точку в спорах. Курманай мы разрешали некоторые капризы, а Нуртас налаживал внешние связи.  Хотя некоторые считали меня строгим руководителем, я всегда старался быть максимально демократичным, уважал мнения ребят. В такой группе, с правильно

Коллектив из 15 человек вырастил трех академиков НАН РК, четырех заслуженных деятелей РК, композитора, председате-ля комитета Мажилиса Парламента РК, Чрезвычайного и полномочного посла РК, председателя аэрокосмического агентства РК, ректора национального университета, директора завода, директора института, исполнительного директора крупного банка. 

выстроенными отношениями, в атмосфере уважения и доверия легко было заниматься творчеством. Когда Мурат овладел азами музыкальной грамоты, он стал моим лучшим помощником в подготовке музыкальных программ. мы с ним занялись аранжировкой народных песен и стали писать собственные. Понимали мы друг друга с полуслова. Практически все обработанные нами песни и мелодии тут же становились хитами. «Изюминкой» в них были проигрыши для саксофона и гитары. Так выработался неповторимый «досмукасановский» стиль. Позже Мурат уже самостоятельно аранжировал песни ансамбля. Природный талант, любовь к народной музыке и хорошая музыкальная память позволили ему быстро вырасти в уникального аранжировщика. А когда я уехал в аспирантуру в Москву, он успешно продолжил эту работу в профессиональном ансамбле. Железная дисциплина и фанатическое трудолюбие, целеустремленность и ответственность, привитые в нашей слаженной команде, позволили ее участникам в дальнейшем добиться поразительных успехов не только в музыке, но и стать  большими учеными и руководителями различного ранга в нашем молодом государстве. Коллектив из 15 человек вырастил трех академиков НАН РК, четырех заслуженных деятелей РК, композитора, председателя комитета Мажилиса Парламента РК, Чрезвычайного и полномочного посла РК, председателя аэрокосмического агентства РК, ректора национального университета, директора завода, директора института, исполнительного директора крупного банка. Не в этом ли феномен ансамбля Дос-Мукасан?!  Вот вам и физики – лирики!!!

Нашим главным «коньком» были песни родного народа.

   Мурат: – «Мы, конечно, пытались понять, почему из множества ансамблей не только Казахстана, но всего Советского Союза нам удалось завоевать и удержать такой большой успех. Догадались достаточно быстро, наверное, потому, что выбрали верное направление. Эта тропа «созрела» и ждала своих первопроходцев. Исполнение казахских народных песен в современной обработке и песен казахских классиков, таких, как Ахан Сере, Биржан Сал, Ахмет Жубанов. Вот этого ждала аудитория. И мы каким-то чувством это угадали. Чуть позже появились и собственные произведения. Музыку мы писали и делали аранжировки с Досымом Сулеевым. Нас в шутку называли «Леннон и Маккартни». Мы хорошо дополняли друг друга. И до сих пор все мы – близкие друзья. В Союзе «Дос-Мукасан» был популярен ничуть не меньше российских ансамблей. Хотя пели-то мы в основном казахские песни. Конечно, были и другие, так сказать, «созвучные времени» – комсомольские, патриотические. Но нашим главным «коньком» были песни родного народа.

Возможно, не последнюю роль в этом сыграл наш руководитель Дос, лидерские качества которого были видны с первых дней студенческой жизни. 

     Мейр: – «Ансамбль «Дос-Мукасан» представлял собой дружную музыкальную семью. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл наш руководитель Дос, лидерские качества которого были видны с первых дней студенческой жизни. Проявлялось это, в первую очередь, в его внешнем виде и поведении. Остроумие и чувство юмора делало общение с ним приятным и легким. К делу он всегда относился ответственно и серьезно. Несмотря на столь юный возраст, его отличал прагматический подход к принятию решений. Самое главное, что быстро сделало Доса кумиром своих сверстников – его музыкальное образование: он окончил музыкальную школу по классу баяна, играл на саксофоне и кларнете. В то время художественная самодеятельность была в большом почете, и Дос был принят в состав студенческого оркестра института. Другому все эти успехи вскружили бы голову, но только не Досу. Свое превосходство перед друзьями он не использовал для того, чтобы возвыситься над ними, а увлек и потянул их за собой и в учебе, и в спорте, и в общественной работе, и в занятиях музыкой. Видимо, в значительной степени с этим связано и то, что из первого состава легендарного вокально-инструментального ансамбля «Дос-Мукасан», создателем и первым руководителем которого он являлся, выросли и знаменитые музыканты, композиторы, и ученые, профессора, академики, и поэты, и государственные деятели».

Участие в ансамбле воспитало во всех нас многие чувства и качества, которые пригодились в дальнейшей профессиональной деятельности.

     Юра: – «Я счастлив и горд тем, что мне посчастливилось быть участником первого казахского «электронного» ансамбля «Дос-Мукасан» – кумира казахской молодежи в то время. В моей памяти эти годы останутся навсегда, как самые интересные годы жизни, и уже ничего не сможет их стереть, или омрачить. Участие в ансамбле воспитало во всех нас многие чувства и качества, которые пригодились в дальнейшей профессиональной деятельности. В ансамбле зародилась самая настоящая дружба. Мы были одной семьей – я, единственный кореец, и остальные ребята, казахи. Но этого никогда не чувствовалось. Своих невест, будущих жен, мы даже как бы утверждали, или одобряли коллективом. Свадьбы играли веселые. Собирались по праздникам семьями у каждого по очереди, по утвержденному графику. Ансамбль – это коллектив разнохарактерных людей. Но мы научились ладить друг с другом, поддерживать благоприятную творческую, обстановку, никогда не подставлять друг друга, делить вместе успехи и неудачи, и в трудностях приходить на помощь друг другу. И это чувство коллективизма мы пронесли через всю жизнь. В своем творчестве мы всегда были устремлены к одной цели – быть первыми, лучшими. И это удавалось, потому что мы серьезно относились ко всем своим делам. И это, воспитанное в ансамбле чувство целеустремленности в достижении поставленной цели помогло всем «Досам» достичь хороших результатов в профессии. Участие в правительственных концертах, в телевизионных передачах, представление Республики на различных конкурсах, фестивалях и в составе государственных делегаций воспитало в нас чувство ответственности за выполняемую работу. Многочисленные поездки по Казахстану, союзу и за рубеж, встречи со сверстниками и молодежью других регионов и стран во времена «железного занавеса» давали нам хороший заряд жизнерадостности. Наши успехи, аншлаги, признание нас «кумирами казахской молодежи» вызывали авторитет у друзей, родственников и знакомых. Все это воспитывало чувство радости жизни, которое и сохранилось по настоящее время. Хотя у ансамбля и был головокружительный успех, все равно ребята не остановились на достигнутом. Мейер, а затем и Дос поступили в аспирантуру в Москву. И я, после долгих раздумий, остаться в ансамбле или дальше учиться, остановил свой выбор на продолжении учебы в аспирантуре. Пример старших был для меня заразителен. И это воспитанное в ансамбле чувство жажды нового и передового постоянно заставляло всех ребят в дальнейшем расти профессионально».

Нам удалась очень тонко определить ту меру осовременивания произведений, определить ту грань, которую ни в коем случае нельзя переходить. 

     Шарип: – «Я думаю, что все началось с воли Всевышнего. Без Божьего провидения здесь, конечно, не обошлось. А иначе чем объяснить то, что мы, именно мы, собрались в одном месте и в одно время в одной «общаге», учились на одном курсе и были поголовно увлечены музыкой «Битлз». Успех предопределило то, что мы не пошли путем подражательства, а остались верны своему раз и навсегда выбранному стилю. Мы были пионерами современной казахской эстрады, предложив слушателям народные песни в оригинальной аранжировке на электроинструментах. При этом нам удалась очень тонко определить ту меру осовременивания, определить ту грань, которую ни в коем случае нельзя переходить. Источник нашего вдохновения – национальная музыкальная культура, поэзия и родной язык – остался незамутненным».

За годы существования ансамбля в нем не было места посредственности и бесталанности.  Каждый из пришедших в коллектив принес с собой свою самобытность и индивидуальность. 

     Бахыт: «Не знаю, кого благодарить – судьбу в лице Доса или Всевышнего, но именно в «Дос-Мукасане» собрались ребята, которые не только были влюблены в казахскую музыку, но и хотели еще ее пропагандировать. Каждая обработанная (аранжированная) нами песня тут же становилась широко известной в народе (хитом). Но не все знают, сколько нужно затратить времени и сил, чтобы подзабытая или вовсе забытая песня вдруг засияла, засверкала доселе неизвестными гранями! Чтобы слушатель мог безошибочно узнать стиль и манеру ансамбля. Все это и называется творчеством. За все годы существования ансамбля в его составе побывало немало музыкантов и певцов. В нем не было места посредственности и бесталанности. Наоборот. Каждый из пришедших в коллектив принес с собой свою самобытность и индивидуальность. Более того, ансамбль со временем первые шаги известные сегодня музыканты и певцы, профессора, бизнесмены и ученые».

Мы открыли дорогу тысячам других казахстанских ансамблей.

     Нуртас: – «Почему нас сравнивали с «Битлз»? – мы и сейчас задаемся этим вопросом.  Ответов много: такой же дерзкий прорыв на сцену, бережное отношение и любовь к народной музыке, революционная новизна, всенародная любовь земляков, сумасшедшая популярность среди, прежде всего, казахстанцев, особенно молодежи. И даже то, что идолами молодежи стали не профессиональные музыканты, а студенты-технари, будущие инженеры. Убежден, что самым важным сходством является то, что мы открыли дорогу тысячам других казахстанских ансамблей».

Инженерное мышление ищет корень явления, отличается конкретностью, логической последовательностью, стремлением к гармонии. 

  Улыкпан – «В чем выражается феномен «Дос-Мукасана»? Во-первых, прежде всего благодаря Аллаху, очень талантливые ребята из разных концов Казахстана, у которых с кровью отца и молоком матери впитывались в душу и тела национальные духовные ценности, особая любовь к многовековой национальной музыке, одновременно собрались в стенах Казахского политехнического института на факультете Автоматики и вычислительной техники. Среди них оказались лидеры, которые нашли этих талантливых ребят, собрали их и направили на путь исторически значимого музыкального творения. Во-вторых, эти ребята в стенах вуза осваивали самую передовую специальность того времени по электронике, автоматике и кибернетике, у них шел процесс формирования инженерного мышления. А инженерное мышление рассматривает объект в 3-х мерном, даже 4-х мерном пространстве, ищет корень явления, всегда отличается конкретностью, логической последовательностью, стремлением к гармонии. В-третьих, между членами ансамбля была установлена атмосфера высокого трудолюбия, взаимной требовательности, поддержки и открытости – настоящая искренняя дружба».

Вот высказывания некоторых известных людей:

     Газиза Жубанова: «Один из секретов успеха нашего талантливого и известного коллектива «Дос-Мукасан» в том, что он смог найти тот музыкальный ритм, который близок современной молодежи».

     Бибигуль Тулегенова:  «Ансамбль «Дос-Мукасан» навсегда завоевал сердце народа. Не каждому артисту выпадает такое счастье……Ритмический рисунок казахских песен чрезвычайно сложен: в одной песне встречаются несколько разных ритмов. Эта сложность в современной обработке считалась непреодолимой. А вот «Дос-Мукасан», на мой взгляд, с этим справился».

          Нургиса Тлендиев: – «Я думал, что первый состав сошел со сцены, что артисты уже на пенсии. Но они еще выступают. Молодцы! Сейчас все эти ребята вышли в люди, стали нашей гордостью. Среди них уже есть кандидаты, доктора наук, даже секретарь обкома партии. Быть артистом нелегко. Просто так талант не приходит. Для этого нужно любить свою родину, природу,  язык, историю. Я очень люблю ансамбль «Дос-Мукасан». Они первыми показали наше казахское искусство за рубежом. Я знаю много ансамблей, в которых участники поют голыми, дергаются на сцене. Но «Досы» другие. Я склоняю голову перед страной, давшей нам такие таланты. Пусть ансамбль идет вперед, высоко держа знамя искусства».

     Кадыр Мырзалиев: ««Дос-Мукасан» – это гордость нашего поколения. Хочу отметить две вещи. Во-первых, эти ребята являются настоящими сливками казахской интеллигенции. Я был бы рад, если бы вся наша интеллигенция была похожей на них. Во-вторых, выход на сцену их детей и исполнение ими песни свидетельствует о продолжении творчества «Дос-Мукасана» следующими поколениями, следовательно, казахское искусство не умрет».

      Куаныш Султанов – ««Дос-Мукасан» – это легенда комсомола, это песня наших поколений, начатая в моем поколении, в моей юности. Когда этот ансамбль во главе с Досом стал лауреатом премии Ленинского комсомола Казахстана, мы чествовали его по всей республике и за ее пределами, по всему бывшему Советскому Союзу. В 1971 году мы с «Дос-Мукасаном» в составе комсомольской делегации ездили в Польшу для установления контактов с их молодежными организациями. После того, как  ансамбль исполнил песню «Сулу кыз», мы не могли остановить поляков в выражении их любви к нашей казахстанской делегации».

     Имангали Тасмагамбетов: – ««Дос-Мукасан» – это визитная карточка казахской эстрады. Их таланту рукоплескали не только в Казахстане, но и за его пределами. Ансамбль не раз занимал призовые места на различных отечественных и зарубежных конкурсах. Ансамбль был создан именно в нашем городе Алматы, и мы вправе гордиться этим. В честь сороколетнего юбилея желаю вам дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья, счастья».

      Нурлан Нигматуллин: – «Вот уже сколько лет звучат на сцене замечательные песни «Дос-Мукасана», и каждая из них – настоящий хит. Они полюбились людям самых разных поколений и, без преувеличения, можно сказать, что они давно стали народными».

     Мухтар Кул-Мухаммед: – «В 1967 году на небосклоне казахстанской эстрады зажглась самая яркая звезда, которая уже много лет светит всем, кто любит музыку, дарит им счастье и любовь. Люди слушают песни, растут вместе с ними, мелодии любви входят в каждый дом и приносят радость. Сколько молодых решились на первое признание, воодушевленные песнями «Дос-Мукасана», а их знаменитая «Кудаша» помогла найти общий язык и многим сватам. Знакомые мелодии звучат на каждом тое и стали неотделимой частью праздника и веселья в каждой семье. Раньше не было еще в ходу модного нынче словечка «хит», но песни сразу ставшего популярным ансамбля с момента их появления заучивались и исполнялись в молодежных кругах. Ансамбль по праву называют легендой казахстанской эстрады. «Дос-Мукасан» для нас тоже, что «Биттлз» для англичан.

     Крымбек Кушербаев: – «Начало развала СССР – не декабрь 1986 года, а 1967 год, когда появился ВИА «Дос-Мукасан». Именно эти ребята разбудили самосознание нации и поведали всему Союзу, всему миру искусство и историю казахов. «Дос-Мукасан» – это явление!»

 А вот слова восторженных поклонников «Дос-Мукасана»:

– Юные мелодии «Дос-Мукасана» живы не только в обширной дискографии ансамбля, а также в репеpтyаре известных вокалистов республики.

– «Дос-Мукасан» для казахстанцев был чем-то вроде «Битлз» для всего мира. И это сравнение не случайно, ведь если говорить о той роли, которую досмукасановцы сыграли в казахской музыке и об уровне их популярности, они были подобны известным парням из Ливерпуля. «Дос-Мукасан» был первым в своем роде вокально-инструментальным ансамблем не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии.

– Песни, которым дал жизнь «Дос-Мукасан», с удовольствием поют в городах и селах СНГ, подчас не задумываясь, кто их авторы. Они стали народными. А, значит, жить им вечно.

– Назвать «Дос-Мукасан» просто ВИА или рок-группой не получится – это целое явление, причем не только в культурной жизни, но и в политической.

– Ребята из «Дос-Мукасана»  начали перестройку раньше Горбачева. Он заговорил о народном самосознании в 80-х, а они своими песнями повернули молодежь лицом к своему народу, к его традициям и культуре уже в конце шестидесятых. Хотя об этом они в то время не задумывались …

– Вряд ли наступит время, когда не найдут отклика в сердцах песни, ставшие почти народными: «Той жыры», «Аулым cенiн ipгeлi», «Кудаша», «Сағындым сенi».

– И не было после «Дос-Мукасана» ни у кого такой бешеной популярности. Тогда, в начале семидесятых, триумфом был каждый их концерт. «Той-жыры» звучала чуть не из каждой форточки,

– «Дос-Мукасан»…… Память  пробуждается радужным вихрем ностальгических воспоминаний об Алматы 60-х, об ушедшей обманчиво-благостной эпохе, об иллюзиях юности, о чарующих мелодиях прошлых лет.

– Песни ансамбля стали своего рода знаковым символом уходящего века, нематериальным свидетельством истории становления современной отечественной культуры. Они навечно вошли в «золотой фонд» казахстанской эстрады, сроднились с сознанием каждого жителя нашей республики и стали подлинно народными.

– Любая песня «Дос-Мукасана» сегодня может быть хитом. Это цельные, завершенные миниатюры. Туда добавить ничего нельзя и ничего убрать оттуда невозможно. А не стареют песни потому, что до сих пор нужны.

– Ансамбль «Дос-Мукасан» – это не просто приятные ностальгические воспоминания среднего и старшего поколения. Это история нашей эстрады, гордость современной культуры.

– Народные песни в исполнении ансамбля «Дос-Мукасан» всегда понятны, чисты, красивы и зажигательны, поэтому они нашли отклик в сердцах слушателей. Это такие песни, как «Аулым cенiн ipгeлi», «Кудаша», «Жайдарман», «Елим-ай», «Акау-бикем», «Лайлим-шырак», «Карангы тунде тау калгып».

– Слово «Дос-Мукасан»  было равносильно крутой торговой марке, лейблу, который раскупался моментально.

– Сегодня по радио крутят ремиксы хитов «Дос-Мукасана». И это лишнее подтверждение востребованности настоящего, выстраданного, проверенного временем, произрастающего из глубины веков, искусства.

– Может быть, и были у «Досов» инструменты примитивные, но музыка, песни примитивными не были никогда. Потому и разлетелись они по всему Казахстану на «пластинках-ребрышках».

– «Дос-Мукасан» представлял для республики такую же гордость, как первый казахский космонавт сегодня.

– Историю Казахстана трудно представить себе без целой эпохи, эпохи «Дос-Мукасана».

– «Дос-Мукасан» и его творчество будут жить вечно. По крайней мере, пока живо поколение, помнящее и ценящее их.

– Дос-Мукасан вошел в историю не только своей оригинальной национальной музыкой – он стал символом духовной высоты, молодости и вечной весны.

– Все, кто прошел через сцену с ансамблем «Дос-Мукасан», удивительно органичные, разносторонние и обаятельные люди. Далеко не зазнайки, не вредничающие «звезды», как об этом мнят и соответственно ведут себя нынешние артисты и группы-однодневки. Физики и лирики в одном лице – люди благородные, артисты высшей пробы. К тому же сорокалетний возраст к этому обязывает.

Вот рассказы казахстанцев, оказавшиеся волею Судеб в разных концах земного шара.

     На далекой заставе командир, бывший  житель Талды-Коргана, каждое утро для побудки ставил «Той жыры». Казахстанцы, служившие в ГДР, тоже маршировали на плацу под эту песню. Советский космонавт, Герой России и Народный Герой Казахстана Талгат Мусабаев признался, что брал с собой на космический корабль песни «Алматы тунi» и «Той жыры» любимого коллектива.

     Один сотрудник КНБ рассказал, что его коллега из спецорганов Москвы, выполняя какое-то задание в Чечне, попал в плен к боевикам. На войне с разведчиками и агентами церемониться не принято, расстрел на месте. Незадачливый москвич, родившийся в Уральске, заметил, что номера автомобилей боевиков были казахстанские. «Я из Казахстана» – прохрипел он в последний момент. «Чем докажешь, брат?» – гоготнули грозные бородачи. И тут наш бывший земляк запел по-казахски: «Махабаттын кудрет куши алдилеп» …..А припев песни «Той жыры» он и его непримиримые враги допевали вместе.

     Солдаты-казахстанцы, служившие в Сибири, написали, что у них в части была дедовщина, и над ними частенько издевались. Но когда услышали песни «Дос-Мукасана» по Маяку, бить их перестали. «Мы, мол, и не знали, что у вас такие ансамбли есть!» Вот так музыка может служить дружбе народов.