Победа во Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей советской песни и вокально-инструментальных ансамблей

     Летом 1973 года в Минске был запланирован Всесоюзный конкурс профессиональных исполнителей советской песни и вокально-инструментальных ансамблей. В то время в Казахстане еще не было профессиональных ВИА, а из самодеятельных коллективов самым лучшим по музыкальному уровню был ансамбль «Дос-Мукасан» из политеха. Он имел свое лицо, свое направление, неповторимые стиль и манеру исполнения. В Министерстве культуры КазССР решили послать этот коллектив. «Но ведь мы – не профессионалы», – пытался возразить Дос заместителю министра культуры Ж. Еркимбекову. «Не беспокойся, справку о соответствии «Дос-Мукасана» профессиональному уровню, мы дадим», – ответил он. До конкурса оставалась всего неделя. А тут еще изменения в составе ансамбля. Вместо ритм-гитариста Мейра, который осенью 1972 года поступил в аспирантуру и уехал Москву, в ансамбль был принят Аскар Джанкушуков, студент 5 курса факультета АиВТ. Кроме того, отец Бахыта, не приветствующий увлечение сына музыкой, запретил ему ехать в Минск. Специально для конкурса в коллектив пригласили студента 5 курса вокального отделения алматинской консерватории Нуртаса Кусаинова, , почти профессионала,

    Стали отчаянно готовиться, по жесткому графику, без перерывов и выходных. Ребята готовили на конкурс две песни Доса «Той жыры» и «Алматы тунi». Нуртас предложил исполнить песню Владимира Левашова «Соловьи России» вместо заранее запланированной народной песни «Елiмай» . Сложная для исполнения, она была очень лиричной, патриотичной и мелодичной. Аранжировали ее  Дос с Муратом. Вступление песни исполнялось на гитаре, которая пела светло и высоко, как скрипка. А когда смолкал певец, та же гитара рассыпались замысловатыми соловьиными трелями. Маршеобразным ритмом выделили тему войны, внезапно вторгшейся в лирический настрой песни. Обе эти темы соединил «мостик» из сложного шестиголосого вокала. Такая аранжировка выделила все оттенки мелодии, под нее и пелось легче.

     «Досы» заново переработали песни «Той жыры» и «Алматы тунi». Важна была не традиционная, оригинальная обработка мелодий. Национальный колорит решили подчеркнуть необычным звучанием старинных казахских музыкальных инструментов – асатаяка, дангыры и шанкобыза. О них им рассказал и показал свою удивительную коллекцию доцент института искусств Болат Сарыбаев. Ребята представили, как выигрышно зазвучат эти инструменты в ансамбле. Прекрасный мастер Бейсембаев за три дня изготовил асатаяк – ударный инструмент, похожий на жезл, макушка которого обтянута кожей с прицепленными к ней металлическими пластинами. Таким же путем появилась в ансамбле и дангыра, похожая на современный бубен с пластинками. А шанкобыз был подарен «Досам» друзьями из Якутии.

     В Минск ребята приехали, слегка робея от собственной дерзости. Ведь им предстояло участвовать в первом в стране престижном конкурсе ВИА. Причем соревноваться на равных с профессиональными популярными коллективами, среди которых были белорусские «Песняры», «Москвичи», «Девчата», украинская «Кобза», ленинградская «Калинка» и др. Компетентное жюри возглавляла секретарь правления Союза композиторов СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Александра Пахмутова. «Досам» было важно проверить свои способности и возможности. Их программа-минимум – обойти хотя бы один профессиональный коллектив, а максимум – попасть в десятку лучших. 10 дней (со 2 по 11 июня) шла упорная бескомпромиссная борьба за звание лауреата конкурса и потом, как следствие, за представление советской песни на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. В столице Белоруссии собралось более 200 участников со всех концов страны. Обстановка была напряженная, ни минуты свободного времени – репетиции, прогоны, концерты, трактовки для телевидения, поездки на заводы.

     Самым трудным был первый тур. Все дрожали, нервничали. «Досов», никто не знал, газеты писали про них «и др.». Исполнили песню «Алматы тунi». Волновались, потому что дуэт Кати и Нуртаса на конкурсе зазвучал впервые (до этого Катя пела с Бахытом). В самом важном месте чуть не провалились: «захрипела» аппаратура. И еще не зная результатов, ребята поехали с шефским концертом на Минский камвольный комбинат. Принимали их здорово! Кстати, выяснилось, что костюмы ребят сшиты из ткани, выпускаемой комбинатом.

     Оказалось, что «Дос-Мукасан» в числе девяти коллективов «прорвался» на второй тур. Видно, жюри увидело потенциальные возможности ребят, разглядело в них волевых, обещающих музыкантов. И в молодежной белорусской газете «Чырвоная Змена» появилась большая статья о «Дос-Мукасане». На втором туре «Досы» исполняли песню «Соловьи России». В самом начале, когда зазвучали соловьиные трели, искусно имитированные Муратом, на гитаре оборвалась струна. Ребята растерялись. Выручил Владимир Мулявин, руководитель ВИА «Песняров». Он вынес на сцену струну и помог установить ее. Когда разлились стройные рулады Курманай и Тасхан в подпевках, а необыкновенно красивый лирический тенор Нуртаса легко взял полное «суббитто пиано» в начале песни и «крещендо» в конце, зал взорвался аплодисментами. В третьем туре ребята «на ура» исполнили свой ударный хит «Той жыры». Окончательный вердикт они слушали, не веря своим ушам: – «Среди вокально-инструментальных ансамблей первое место и звание лауреата Всесоюзного конкурса завоевали «Песняры» из Белоруссии.·Вторая ступенька осталась свободной. На третьей – молодой коллектив «Москвичи», «Дос-Мукасан» из Казахстана и «Кобза» с Украины». Кроме того, за лучшую обработку советской песни «Соловьи России» ансамбль был награжден специальным призом ЦК комсомола СССР, а ее исполнитель Нуртас Кусаинов назван «казахстанским соловьем». Затем был Гала концерт лауреатов фестиваля, где пятитысячный зрительный зал стоя рукоплескал ансамблю из Казахстана.

     На деле оказалось, что «Досы» превзошли самих себя. Благодаря «липовой» справке они выступили в числе профессионалов. И профессионалы признали их – ансамбль стал лауреатом и, в числе немногих профессиональных ВИА, получил путевку в Берлин на Х Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Пусть формально та справка была «липой», но их музыка «липой» не была никогда. На конкурсе ребята вместе с лучшими коллективами и исполнителями страны «дрожали» за кулисами, подружились с ними, обогатились их опытом. Они равняли себя по другим ансамблям. Первый ориентир – «Песняры» с безукоризненной музыкальностью, культурой, простотой и строгостью исполнения. Ленинградская «Калинка» – это чисто сценический коллектив с костюмированными представлениями, лукавыми, яркими, запоминающимися. А «Moсквичи» – ансамбль классического направления, со скрипками, виолончелью. Научиться чему-нибудь можно было у каждого из них.

     В Минске имя алматинской группы «Дос-Мукасан» прозвучало на всю страну, выступления записывались для интервидения и неоднократно передавались по радиоканалу «Маяк» (где сейчас эти записи? Найти их не удалось). Песня «Той жыры» («Свадебная») полюбилась многочисленным слушателям Советского Союза, даже сейчас ее можно услышать в самых отдаленных уголках нашей бывшей  Родины. Слова песни были переведены на русский язык поэтом – песенником Юрием Жуковым, автором строк «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…» и известная группа «Москвичи» несколько лет исполняла ее в своих концертных программах. Песне рукоплескали и соотечественники, и зарубежные сверстники.

     В алматинском аэропорту ребят ждала встреча, достойная триумфаторов – девушки в национальных костюмах, цветы и многочисленные журналисты. Здесь же представители общественных организаций, Министерства культуры, руководства КазПТИ, устроили импровизированный митинг, плавно перешедший в пресс-конференцию….

     Через 2 года в докладе на Пленуме правления союза композиторов СССР, посвященном советской песне А.Пахмутова сказала о ВИА: «Именно в Минске впервые по-настоящему обрели права гражданства вокально-инструментальные ансамбли. До этого же было довольно странное положение: с одной стороны у нас вроде бы такие ансамбли есть, с другой  стороны – нет. Если надо ехать зарабатывать для прогорающих филармоний деньги на стадионах и во Дворцах спорта – вокально-инструментальные ансамбли у нас есть. Если же пишется статья о песне на эстраде или готовится новая передача на телевидении – вроде бы ансамблей в природе не существует. Минский комсомольский конкурс дал, возможно, не совсем полную, но зато достаточно ясную картину состояния вокально-инструментальных ансамблей в стране. Такие ансамбли, как белорусские «Песняры», украинская «Кобза», «Дос-Мукасан» в Казахстане, «Поющие гитары», «Самоцветы» в России, «Смиричка», «Червона Рута» на Украине, «Ялла» в Узбекистане и некоторые другие, несомненно, популярны и заслуженно любимы».

1. Н.Кусаинов «Как я оказался в «Дос-Мукасане»»;

2. В. Кудрявцева «География конкурса»;

3. Т. Дзмiтрусева «Пачаткам была самадзейнасць»;

4. Поздравляем лауреатов

5. Л.Герций «И песня взлетела, и голос окреп»

6. А.Пахмутова «Доклад на Пленуме Правления Союза композиторов»

7. За инженерные кадры «Поздравляем»

8. Г. Касенова ««Дос-Мукасан» едет в Берлин»;

9. Э. Луканская «Песни встретятся в Берлине»