Индустриальная Караганда
2001, 4 июля
В Караганде и Темиртау с большим успехом прошли концерты популярнейшей в 70-х годах вокально-инструментальной группы «Дос-Мукасан».
Накануне участники ансамбля побывали на официальном приеме у акима области К. Мухамеджанова. Заметим, что именно по его приглашению досмукасановцы приехали на гастроли в наш регион.
Для музыкантов, которые посвятили себя после ухода с эстрады другим делам и профессиям, создание римейка истории ансамбля сегодня не является основным занятием в жизни. Среди них — политические деятели, ученые, крупные предприниматели, продюсеры. Лишь М. Кусаинов, художественный руководитель ансамбля, остался верен музыке.
На следующий день аким области К. Мухамеджанов побывал в Темиртау на концерте прославленной группы. Оба выступления прошли с аншлагом.
Всего один концерт дал в Караганде ансамбль «Дос-Мукасан» в своем первом, почти полном, составе. Не было Камита Санбаева, ныне продюсера, который дал слог «ка» в столь экзотическом названии, и солистки КурманайОмаровой. Память о ней воскрешает любимая нами песня «Сағындымсені…«.
Концерт стал не только встречей с юностью, возвращением к самим себе 30-летней давности. Он поставил точки в споре между теми, кто утверждает, что национальное эстрадное искусство получило развитие только с приходом независимости республики, и теми, кто убежден, что начало было положено немного раньше, когда среди множества ярких молодежных ансамблей в СССР не потерялись самобытные «Дос-Мукасан» и «Гульдер».
Все началось в 60-х годах. В ту пору уже знали о «Битлз». Распевали на свой лад «Мишел» или «Облади-Облада» под гитары в ССО или «общагах», заполучив первоисточниками пиратские записи. Четверка из Ливерпуля, не пересекая границ СССР, совершила музыкальную революцию. Мелодический строй стал не просто диктовать успех и на советской эстраде: он обрел национальное лицо. На белорусском языке пели «Песняры», на молдавском — «Норок», на грузинском — «Орэра» и «Иверия», на узбекском — «Ялла», на азербайджанском — «Гайя», на украинском -«Червона рута». В этом цветнике молодежной, непременно национальной эстрады «Дос-Мукасан» представлял для республики такую же гордость, как первый казахский космонавт сегодня …
На втором курсе они, студенты КазПТИ, в международном ССО, возводили Дом культуры в Баянауле Павлодарской области. И дали в завершение строительства концерт. Всем слушателям программа понравилась. Их поздравляли. И предложили им тут же назвать ансамбль «Дос-Мукасан», взяв по первому слогу в именах четверки – Досым, Мурат, Камит, Саня. И пожелали такой же славы, как «Песнярам».
Им досталось немало признания, любви поклонников, наград. Песни, рожденные в коллективе и переложенные народные, становились шлягерами. А музыканты имели такую широкую аудиторию, какая и не снилась сегодняшним казахстанским авторам. Они популяризировали Казахстан повсюду, где доводилось им бывать на гастролях: на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине и в Польше, в Москве, в США. Без их заводной и искрометной «Той жыры» Досыма Сулеева не проходила ни одна свадьба.
Потом судьба развела по профессиям и семьям. Был второй состав, затем третий, в котором пел и наш Ерлан Кокеев. Постепенно «Дос-Мукасан» исчез со сцены. «Сегодня его как бы уже и нет, но он все же есть», — сказал при встрече с журналистами в Национальном пресс-клубе Б. Жумадилов — с 1971 года солист, конферансье, составитель программы. «Дос-Мукасан» есть, потому что его решили возродить те, кто когда-то дал ему жизнь.
Мурат Кусаинов, Меирбек Молдабеков, Досым Сулеев, Александр Литвинов, Нуртас Кусаинов, Бахытжан Жумадилов, Шарип Омааров. На сцене ДК горняков в Караганде выступали немолодые люди, кое-кто обзавелся внуками. Кем они стали? Коллективная анкета выглядела бы так: профессиональный композитор, заслуженный артист республики; академик, член-корр. заместитель председателя Аэрокосмического агентства РК; заместитель заведующего канцелярией Премьер-Министра; вице-президент 3АО; президент строительной компании; певец, организатор, предприниматель; депутат Мажилиса, председатель комитета по обороне и безопасности.
На пресс-конференции, в которой принимали участие заместитель акима области Е, Тугжанов и начальник областного департамента культуры Р.Омарбекова, каждый из досмукасановцев объяснил свое возвращение на сцену. «Настал момент уйти и мне. Это случилось в 1985 году. Но оказалось, что уйти из искусства не так просто. В 1997 году я снова вышел на сцену. Почему? Мне кажется, что казахская эстрада пошла не по тому пути, — говорилБахытжан Жумадилов. — Почему «Дос-Мукасан» стал популярен? Потому что брал народную песню и обрабатывал этот алмаз до тех пор, пока из него не получался бриллиант. Молодые подражают западным исполнителям. Но они не делают главного — надо сначала пропустить произведение через сердце. Поэтому в прошлом году мы все посоветовались и решили возобновить историю ансамбля. По возможности пытаемся объединиться, чтобы давать хотя бы изредка концерты. А через них задать движение новым талантам». На выступления в Караганде и других городах музыканты пожертвовали очередным трудовым отпуском.
Мажилисмен Шарип Омаров рассуждал как политик: «Мы выступали, когда ансамблю было 20 лет, потом — на 25-летии. Я увидел, что народ испытывает острую потребность в мелодичных, понятных песнях. Нас просят выступать. В Актау Мангыстаусской области попросили дать концерты. Попробовали. Понравилось, как нас встречают люди. В декабре выступали в Астане. Там тоже был успех. Две недели назад позвонил ваш аким области К. Мухамеджанов и сказал: «Область вас ждет». Мы решили выступить именно в эти дни. Сами же очень волнуемся. Ведь уже в возрасте».
Известно, что в Жана-Узене после концерта для ветеранов войны на 9 Мая население вышло с требованиями, чтобы не только ветераны, но и все остальные желающие смогли побывать на их концерте. Требования были резкими. Пришлось выступить еще раз.
Нуртас Кусаинов, когда-то живший и работавший в Караганде, ныне обосновался в Семипалатинске, увидел в сборах ансамбля еще и возможность общаться между собой. Они живут в разных городах, не всегда есть время встретиться, вспомнить молодость. Успели выступить уже в Алматы,Жезказгане, Астане. На вопрос председателя областного комитета туризма и спорта В. Громова музыканты ответили, что в отличие от них Караганда заметно помолодела, центр стал более современным, улицы красивее.
У всех участников ансамбля есть дети. Некоторые закончили консерваторию и связали жизнь с музыкой. Сына М. Кусаинова — Данияра — зрители смогли увидеть вечером на концерте за синтезатором. Он сам руководит группой «Алан». «А у Сани сын «стукач», пошутил в очередной разЖумадилов. — Он по классу ударных инструментов закончил консерваторию. У Шарипа внучки учатся музыке. У меня дочка, ей 7 лет, она победила на международном фестивале». Досмукасановцы создали свой продюсерский музыкальный центр.
— Хотим молодым музыкантам помогать практически. Им пробиться на международную орбиту очень сложно. Через конкурс будем отбирать, таланты. Мы же независимая держава. Надо показываться на мировой арене. Наш фонд «Звезда тюркского мира» совместно с турецким агентством создал свой конкурс.
Гости выражали уверенность, что найдется немало людей на планете, которые всерьез интересуются тюркской музыкой. Их может объединять даже такой общий у народов Востока и Севера инструмент, как шанкобыз. Словом, планов много. Уже в августе-сентябре повезут первых «звезд» тюркской песни в Турцию. 30 июня зал ДК горняков был заполнен до отказа. Пришли не только люди старшего и среднего поколения. Активно проявила свою любовь к «Дос-Мукасану» и молодежь, занявшая амфитеатр. Знакомый репертуар. Нахлынули на карандинцев воспоминания. На это и рассчитывали участники ансамбля, построив программу таким образом, что в ней каждая песня имела предысторию. Замечательные, не устаревающие мелодии, потому что их истоки — в искусстве народа. Мурат Кусаинов исполнял и свои кюи. Под его музыку танцевали девчонки из ансамбля «Куаныш». У композитора множество произведений различных жанров. Но разве можно забыть его «Куаныш менім», «Турган жер» или «Кудашу»?
В солидных людях, замерших за инструментами с непроницаемыми лицами, с трудом узнавались парни, что заводили лирическими мелодиями молодежные залы. Когда-то они волновали всех, независимо от возраста. Их слушали в городах по проводному радио. Они звучали с пластинок во всесоюзном звуковом журнале «Кругозор». А на полустанках, на дальних отгонах они приходили к людям через транзисторы, настроенные на волну республиканского радио. Музыканты никогда не бегали по сцене, не прыгали с микрофонами в руках. Сдержанность — признак восточного человека. Внешне они с возрастом стали интереснее. И поют все так же задушевно. «Алматы түні» Д. Сулеева, «Куа бол» Н. Тлендиева, «Қайдасын» М.Молдабекова и другие песни зал распевал вместе с исполнителями.
«Дос-Мукасан» благодарил за прием и приглашение акима области K. Мухамеджанова, руководителей областных департамента культуры, комитета туризма и спорта. А в финале, в свою очередь, от имени зрителей выражал признательность за доставленное удовольствие и праздник заместительакима области Е. Тугжанов. Он справедливо заметил, что в песнях «Дос-Мукасана» живет природа казахского народа, его чувства и традиции. Члены сборной области по кикбоксингу, победившие на первой республиканской спартакиаде, преподнесли каждому музыканту цветы. На прощание прозвучал неувядаемый «Той жыры»…
Наталья РЫЖКОВА
Фото ИМАНАЛИЕВА.