А.Черненко «Ансамбль великой степи»

»Огни Алатау», 2007. – 25 октября
Ансамбль великой степи

image001Их называли ВИА, ансамбль, группа. С ними напрямую связан принципиально новый этап в развитии музыкального искусства Казахстана. Они были первыми музыкантами-казахами, ступившими на американскую землю, и единственным эстрадным казахским коллективом, попавшим на страницы Всесоюзного ежемесячного общественно-политического литературно-музыкального иллюстрированного звукового журнала «Кругозор». «Дос-Мукасану» удалось очень естественно соединить бит, свинг и рок с мелодиями Степи.

Официальная дата рождения ансамбля 1 августа 1967 года – День ССО. Тогда в Баянаульском районе Павлодарской области студенческий отряд Казахского политехнического института строил сельский клуб. Когда его открыли, то первыми артистами стали сами строители, дав концерт для местных жителей и студентов Будапештского университета (стройотряд был интернациональным). Именно венгры и придумали название “Дос-Мукасан”, составив его по первым слогам имен участников: «Дос»-Досым Сулеев, «My» – Мурат Кусаинов, «Ка» – Камит Санбаев, «Сан» – Саня Литвинов. Сначала думали – шутка, временное явление. Потом дали концерт в Политехническом институте. Их сравнивали с латиноамериканцами: тогда в моде были ансамбли «Лос-Аламос», «Лос-Анхелес». А у нас – «Дос». А что?! Звучит… А название «перевел» народ: «Мукасан» – это что-то от древних мукамов? «Дос» – друг. Стало быть: «Друзья музыки». Были же «Битлз» –«жуки» и «Роллинг Стоунз» – «катящиеся камни».
Сначала музыканты играли все, что попадалось под руку, студенческие песни, цыганские, советскую эстраду. Потом перешли к народной тематике: «Жайдарман», «Наз к,оныр», соединив популярную во всем мире гитарную музыку с народной песней. Синтезаторов тогда и в помине не было. Первый фузз (педаль) сделали на кафедре автоматики и телемеханики в Политехе. Тогда же Мурат Кусаинов написал первую семиминутную рок-композицию «Бетпак-дала» («Голодная степь»), столь популярную в 1969-1970 годах.
Первый выход на всесоюзную арену состоялся в 1971 г оду в Ташкенте – на конкурсе самодеятельных ансамблей технических вузов Советского Союза заняли 1 -е место. Председателем жюри был Батыр Закиров, особо отметивший, что у казахстанцев появилась хорошая группа «Дос-Мукасан”. Позже к первому составу ансамбля «добавились» Меирбек Молдабеков, Шарип Омаров, Бахытжан Джумадилов и Нуртас Кусаинов. Любопытно, что после окончания Политехнического института все музыканты остались в его стенах – преподавать на кафедре автоматики и телемеханики. Расширяется и гастрольная деятельность ансамбля: в 1969 году побывали в Венгрии, в 1970 – в ГДР, в 1971 – в Польше, в 1972 по линии БМТ «Спутник» – во Франции. Темпераментные француженки «запали» на казахских парней и не прочь были, чтобы «Дос-Мукасан” остался в Париже навсегда. Но в Европе ребятам запомнилась более всего Польша. Когда в Варшаве они стали исполнять «Сулу к,ыз», зал стал подпевать и раскачиваться в такт музыке. После концерта выяснилось, что это польская народная песня, которую на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Польше выучила Роза Багланова и привезла в Казахстан. Ее записали на радио, а потом ее нашел Мурат Кусаинов, аранжировал и она вошла в репертуар «Дос-Мукасана». А когда Мурат Кусаинов женился – первым из участников ансамбля – его друзья-музыканты за два часа до свадьбы сочинили песню «Той жыры» («Свадебная”) в качестве свадебного подарка. Музыку написал Досым Сулеев на стихи поэта Улыкпана Сыдыкова. И, конечно, никто не предполагал, что песня станет известной за пределами Алма-Аты и Казахстана, будет бисироваться на концертах за границей.
В 1973 году «Дос-Мукасан” пригласили в Минск на Всесоюзный конкурс профессиональных исполнителей советской песни, в котором участвовали такие известные в то время ансамбли, как «Песняры» и «Самоцветы». Там они заняли 2-е место- вслед за «Песнярами»“, получив еще и приз «За лучшую обработку советской песни» – «Соловьи России» в исполнении лирического тенора Нуртаса Кусаинова. И вместе с «Песнярами» были приглашены в Берлин – на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1973), откуда вернулись обладателями золотой медали фестиваля. Это был первый прорыв казахской эстрады на мировую сцену. Крепкий профессиональный коллектив знал весь Союз. Ансамбль выступал в Москве, Ленинграде, на XVII съезде ВЛКСМ, побывал с гастролями на БАМе, Нурекской ГЭС, стал лауреатом премии Ленинского комсомола Казахстана.
В 1974 году произошла смена состава ансамбля. Досым Сулеев, Камит Санбаев, Меирбек Молдабеков уехали учиться в аспирантуру в Москву. Еще раньше ушел Александр Литвинов. Мурат Кусаинов остался практически один. В это время к нему с предложением работать на профессиональной сцене настойчиво обращается Министерство культуры Казахстана. И в 1975 году музыканты переходят на работу в «Казахконцерт». В состав ансамбля вошли Мурат Кусаинов, Бахытжан Джумадилов, Нуртас Кусаинов, Багдад Айдарханов, Аскар Жанкушуков, Арсен Баянов, Мурат Сарыбаев (ныне покойный). В этом составе в 1977 году «Дос-Мукасан» отправился в США.
Они были первыми казахстанскими музыкантами, побывавшими в США. В одно время с ними гастролировали в Америке «Песняры». Беларусы пробыли в Штатах две недели, а «Дос-Мукасан» – 6 месяцев! Гастроли начали с Нового Орлеана – родины джаза. Тогда во всем мире была популярна группа «Чикаго». Открыли занавес: в зале одни американцы! За сорок минут наши музыканты «завели” зал. Для американцев казахи стали откровением, поэтому хозяева справедливо отметили композиции «Наз к,оныр», «Дудар-ай», «К,айдасын», «Той жыры», и музыканты осознали, что сделали и исполнили свои песни на мировом уровне. Все прошло на «ура»! Брали aвтографы. «Дос-Мукасан» дал в Америке 180 концертов для 230 тысяч зрителей. Его показали в американских новостях. И высший триумф – две американские фирмы грамзаписи предложили ансамблю записать диск-гигант. Это было время «холодной войны». Все шло через Москву, через Министерство культуры СССР. Конечно, музыкантам сотрудничать с американцами не позволили. Но и в СССР на фирме «Мелодия” дважды – в 1978 и 1982 годах – выходили диски-гиганты ансамбля «Дос-Мукасан» . Тогда, в 1977 году, Мурат Кусаинов написал вторую рок-композицию «Путешествие по океану», навеянную поездкой в Америку. А в декабрьском (№12) номере журнала «Кругозор” за 1977 год была опубликована статья «Дос-Мукасан»: «Узоры времени». В 1978 году «Дос-Мукасан» побывал с гастролями в Чехословакии и Турции. Три раза был с гастролями в Монголии, выступал в Афганистане – перед ограниченным контингентом Советских войск. Объездил Союз вдоль и поперек: от Сахалина до Калининграда. Ему аплодировала Прибалтика: Рига, Таллинн, Вильнюс, Каунас. Проехал всю Украину: от Харькова и Киева до Луцка, Черновцов и Ужгорода. Был в Кишиневе, Ташкенте. Побывал на Черноморском побережье: Одесса, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Сочи, Сухуми, Батуми.
В 1978 году в ансамбль пришел Акжол Меирбеков, спевший заглавную партию в первой казахской рок-опере «Жеруйык,», поставленной силами ансамбля в 1980 году (музыка Тулегена Мухамеджанова, аранжировка Мурата Кусаинова). В 1985 году “Дос-Мукасан» стал дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Тогда же Мурат Кусаинов решил распустить второй состав: все музыканты стали семейными людьми, и не было уже творческого роста.
В третий и последний состав “Дос-Мукасана” вошли: Мурат Кусаинов, Булат Кусаинов (ныне успешно работающий сольно), Абит Калиев, Акнай Шомотов, (экс-группа «Аркас»), Алибек Асанов, Баглан Садвакасов (позже – в группе «А-Студио», погиб в автокатастрофе), Ардак Айдарханов (брат Багдада). А 1987 году Мурат Кусаинов сделал полуторачасовую рок-программу «Птичий полет», увязав ее с временами перестройки и демократизации, подняв в ней проблему высыхания Аральского моря.
В 1992 году, после распада Союза, когда музыканты могли жить только за счет гастролей, Мурат Кусаинов вынужден был распустить третий состав ансамбля «Дос-Мукасан», создав студию «Әуен». В последний раз музыканты (все три состава) выступили на 25-летии группы -26 декабря 1992 года на сцене Дворца Республики в Алматы.
В 1997 году, в год 30-летия ансамбля, за выдающиеся заслуги в зарождении и становлении современной казахстанской эстрады Министерством культуры Республики Казахстан и Международным фестивалем популярной музыки и песни «Азия дауысы» ансамблю «Дос-Мукасана» было присвоено звание «Легенда казахской эстрады”. В 1998 году в Урумчи (Китай) музыкантом казахского происхождения Бекешем Зейнеловым совместно со студией «Әуен” был выпущен аудиоальбом «Той жыры» (лучшие песни «Дос-Мукасана» 1967-1975 гг.). В январе 2002 года, к 10-летию независимости Казахстана (2001) и 35-летию творческой деятельности (2002) классиков казахского поп-рока – ансамбля «Дос-Мукасан», вышел его компакт-диск «Жыр жазамын жүрегімнен» («Пишу музыку от сердца”) (лучшие песни 1967-1978 г г.), также выпущенный студией «Әуен». Ремикс на песню «Бойжеткен» «Подросток»), когда в результате получилась совершенно новая песня, прозвучал в исполнении «Дос-Мукасана» на ретро-фестивале «Алматы – моя первая любовь» в 2001 году.
В августе 2007 года скоропостижно скончался Шарип Омаров – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Чешской Республике… Досым Сулеев сегодня – ректор Казахского национального технического университета имени Каныша Сатпаева – того самого Политеха, откуда начинал свою дорогу на эстраду «Дос-Мукасан». Преданность песне на всю жизнь сохранил Мурат Кусаинов – с его легкой руки в 2000 году «Дос-Мукасана» возобновил, пусть и нерегулярно, свою концертную деятельность. Ниша «Дос-Мукасана» на музыкальном Олимпе Казахстана до сих пор не занята и зрителям нужны их музыка и песни, которые не стареют: через 40 лет те же хиты звучат по-новому. В юбилейном году музыканты уже дали концерты в Жана-Озене, Сатпаеве, Семипалатинске, Жезказгане, Караганде, Байконыре, Кызылорде. А в конце года состоятся еще два гала-концерта: в Конгресс-холле Астаны 20 декабря и во Дворце Республики в Алматы 30 декабря. Ведь для многих людей встреча с «Дос-Мукасан» – это возвращение в юность, в лучшие годы жизни…

Андрей ЧЕРНЕНКО.