В.Шупейкин ««Дос-Мукасан» — возрождение легенды»

image001 image002№292, четверг, 22 ноября 2007

image003 image006

image005

Ансамблю «Дос-Мукасан» — 40! Все эти годы пролетели как один счастливый миг. Так заявляют корифеи легендарного творческого коллектива «Дос-Мукасан», готовясь к юбилейному концерту.

Как нельзя объять необъятное, так и невозможно рассказать всего об ансамбле «Дос-Мукасан». И во времена наивысшего расцвета социалистической системы, и в период обретения страной суверенитета этот коллектив бы«л национальным достоянием. Таковым он остается по сию пору, переживая третью волну истинной артистической славы.

Как минимум дважды за свою сорокалетнюю историю ансамбль совершал переворот в сознании целого поколения. Вернее сказать, своим видением и прочтением народного мелоса молодые казахи начала семидесятых годов прошлого столетия помогли сверстникам осознать себя представителями и потомками народа, чье музыкальное наследие не кануло в Лету, а трансформировалось. Сохранившись и пройдя через века, песни предков, примерив на себя ритмы семидесятых, оказались более чем востребованными. Они захлестнули одну шестую часть земли, и после казахов были подхвачены миллионами людей разных национальностей. Сейчас творчество ансамбля вновь подхвачено молодым поколением. В современных ритмах звучат народные песни из репертуара кумиров двух эпох. Что ж, хип-хоп — всего лишь дань ритму нынешнего времени. Но слова и мелодия этих песен прежние, те, что прошли испытание временем и любовью нескольких поколений казахстанцев.

image007

image008

— Мы подружились сразу, как поступили в политехнический институт, в 1965 году, — вспоминает организатор ансамбля Досым Сулеев, нынешний ректор этого элитного учебного заведения, профессор и академик. — Мои сокурсники, Мурат Кусаинов, Камит Санбаев, Саня Литвинов, так же, как и я, любили петь и музицировать. Мы и сами не поняли, как превратились в ВИА – вокально-инструментальный ансамбль, ударную силу самодеятельности. Летом 1967 года мы находились составе международного интернационального студенческого отряда в Баян-Ауле. 1 августа выступили с концертом. Успех превзошел все ожидания.
— Ребята, вы же профессионалы, — громче всех восторгались венгры. — А почему ВИА без названия?
По первым слогам и буквам наших имен составили имя коллектива.
К 1973 году мы были известны молодежи всей республики. Достаточно вспомнить, что первый сольник на сцене Дворца имени Ленина оказался не только битковым, но и убойным: милиции пришлось потрудиться на подступах к Дворцу, в который публика ломилась через окна. В чем секрет популярности? Думаю, в репертуаре и нашей юношеской искренности его исполнения. Для нас оказалось приятным открытие многих казахских народных песен, но главное то, как они безупречно соответствовали современным ритмам. В сочетании с популярными мелодиями семидесятых получались довольно интересные концертные программы. Со временем мы стали сочинять свои композиции. Так появилась моя «Той жыры», потом «Қуанышым менің» Мурата Кусаинова. Несколько позже Бахытжан Жумадилов так здорово исполнил казахскую народную песню «Құдаша», и она стала еще одним шлягером на все времена. Певец был наречен народом Мистер Құдаша. Сегодня по радио крутят ремиксы наших хитов. И это лишнее подтверждение востребованности настоящего, выстраданного, проверенного временем, произрастающего из глубины веков искусства.

image009 image010

— Став лауреатом всяческих конкурсов среди одаренной студенческой молодежи и самодеятельных коллективов республики, мы поняли, что всю жизнь репетировать и выступать только за аплодисменты и любовь почитателей невозможно, — говорит один из основателей коллектива, нынешний его художественный руководитель, композитор и аранжировщик Мурат Кусаинов.
— Предложение участвовать во Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей советской песни мы приняли с воодушевлением. Шел 1973 год. В Минск поехали с новым солистом — пригласили в коллектив выпускника Алматинской консерватории Нуртаса Кусаинова и не ошиблись. Его золотой голос принес нам второе место — первое получили уже тогда легендарные «Песняры». Зато мы обошли такие коллективы, как «Самоцветы», «Ялла», «Поющие гитары»… Нуртас остался в коллективе навсегда. «Соловьи России» композитора Валентина Левашова в его исполнении много лет потрясала слушателей. В этом же году нас пригласили на работу в «Казахконцерт». Досым к этому времени поступил в московскую аспирантуру и оставил коллектив на меня. Решил продолжать карьеру ученого и Меирбек Молдабеков. Курманай и Шарип Омаровы тоже попрощались с коллективом:
она стала преподавателем политехнического института, его избрали секретарем Советского райкома комсомола. Я стал студентом консерватории в классе композиции Газизы Жубановой. То время было тяжелым, но интересным. С концертами, которых было до 250 в год, а это значит, что в иной день мы выходили на сцену по три-четыре раза и пели без фонограмм, объездили полмира. Причем гастрольные туры длились до полугода. Америка, Германия, Чехословакия … Всего не перечислить. Весело жили, дружно. По молодости неустроенность и тяготы переездов не пугали. Наша дружба была бескорыстной. Ребята делились друг с другом достарханом, модными шмотками, идеями и даже девушками.

image011Тогда в «Дос-Мукасане» работали: Багдад Айдарханов, Арсен Баянов, Мурат Сарыбаев, Аскар Жанкушуков, пришедшие на смену ребятам, подавшимся в науку, на производство, в политику. В 2000 году по просьбе наших поклонников мы, то есть участники первого состава, выступили, как говорится, с хорошо забытым старым репертуаром и поняли: люди ждут возвращения «Дос-Мукасана». Отказать не могли. Я сделал новые аранжировки. Пару раз вышли на площадь в Алматы … Нас позвали в Астану, и вновь закрутилось гастрольное колесо. За семь лет новой эры мы побывали за рубежом: Россия, Узбекистан, Таджикистан, недавно вернулись из Киргизии. И знаете, что интересно: тамошний зритель, в большинстве своем и не догадывался, что у нас был творческий перерыв. На концерт приходили с записями пластинок восьмидесятых.
Не могу не вспомнить и о безвременно ушедших от нас товарищах. Покинули этот мир и нас Курманай Омарова, Таскан Нарбаева, ушел из жизни Мурат Сарыбаев, недавно мы простились с Шарипом Омаровым. Их памяти мы посвятили песни.

image012 image013Нынешние биографы и будущие историки непременно назовут периодом наиболее плодотворной творческой и концертной деятель-ности «Дос-Мукасана» годы с 70-х до начала 90-х.
— Мы без устали репетировали, нарабатывали все новый репертуар, — вспоминает солист-вокалист Нуртас Кусаинов. — Кроме того, писали песни сами. На нас стали работать лучшие композиторы страны. Так родились и более трех десятилетий живут вместе с нами «Қайдасын» М. Молдабекова на слова Бахытжана Жумадилова, «Сағындым ceнi» и «Куа бол» Н. Тлендиева. Впервые в Союзе мы исполнили рок-композиции Мурата Кусаинова «Бетпакдала» и «Путешествие по океану».
Сейчас трудно вспомнить и перечислить в скольких конкурсах, фестивалях, молодежных форумах мы принимали участие. Недавно в рамках юбилейного тура мы выступали на стадионе в Актюбинске. Там почему-то пропало электричество. Проходит 10, 20 минут … Ну, думаем, сейчас

image014Люди начнут свистеть, требовать продолжения…И вдруг первая трибуна разом запела ту песню, на которой прервался концерт. Потом левая – другую. Их снова меняет правая…И так сорок минут. За эту любовь к нам мы готовы петь сколько угодно. Нас часто спрашивают: вы были обласканы властью’? Скажу одно, власть имущие и тогда и теперь нас знают по именам, точно так же, как знает любой казахстанец. Для нас дорог наш слушатель, кем бы он ни был, и с этих позиций мы обласканы народом, а это дорогого стоит для каждого артиста. Безусловно, находясь в зените славы, мы жили безбедно. Но эти деньги мы зарабатывали потом, и если хотите кровью своей, не жалея ни таланта, ни жара души. А это, поверьте, очень трудная работа. Популярность и даже слава — вещи проходящие, а вот народная любовь остается надолго и приятна всегда.

В 1982 году ставшие корифеями и популярными личностями Нуртас Кусаинов и Бахытжан Жумадилов покинули коллектив: первого назначили художественным руководителем Семипалатинской филармонии, второго — заместителем директора концертно-гастрольного объединения «Казахконцерт». Ушел в производственники музыкант второго состава ансамбля Аскар Жанкушуков. Подался в журналисты его коллега Арсен Баянов. Мурат Кусаинов набрал новый состав, который продолжил и
приумножил славу «Дос- Мукасана». А слава ансамбля к середине восьмидесятых окрепла настолько , что стала обрастать небылицами и анекдотами – истинное свидетельство народной любви.

image015 image016

— Связи друг с другом мы не теряли никогда. Все эти годы дружим семьями, — забивая очередной шар в лузу бильярда, говорит Бахытжан Жумадилов, корифей ансамбля, его многолетний солист, композитор и непревзойденный тамада всех досмукасановских семейных дастарханов и мальчишников. Кстати, бильярд для них — традиция, священнодействие, на которое допускаются не многие.

— Бахытжан, а, правда, что в России у вас спрашивали: Дос — это имя нарицательное для всех казахов?
— Правда, — отвечает Баке и лупит в лузы очередной дуплет.
— Правда, что спрашивали … Но не про Доса, а про меня. И я им сказал: самое одиозное и любимое казахами имя Баха … Иоганн Себастьянулы …
— Расскажи, как на вас напали местные «женихи»,когда вы их «невест» с собой в гостиницу после концерта увезли. Говорят, что вам здорово наваляли, да еще и в РОВД забрали.
— Во-первых, не нам, а им, во-вторых, не нас, а их, их, девушек чужих мы никогда в гостиницу не приводили, только своих. И вот из-за них была драка, я тогда троих в нокаут отправил …
— Четверых, — добавляет Досым Сулеев.
— Не возьму лишнего на себя, четвертый убежал…Лучше вспомни, как тебя зеки чуть на тот свет не отправили … Где же это было? Там мы вместе с ансамблем «Жок» из Молдавии выступали, а их руководительница в тебя влюбилась, а в нее влюбился кто-то из нас … сейчас уже не помню. Ух, какая жгучая молдаванка была! Это правда. А вот то, что мы в Париже презики с усами покупали, — врут …
Перебивая и дополняя друг друга, ДОСы начали вспоминать все байки, когда-либо услышанные о себе. Королем этих анекдотов по сию пору остается рассказ о том, как Пол Маккартни опоздал на концерт ансамбля «Биттлз».
«Ждут битлы, ждут, а его все нет. Уже и перед публикой извинились не раз. Потом услышали из-за двери артистической уборной чудесные звуки, вломились туда, а Пол, склонившийся над « Грюндиком», им: «Тсс, кое-как волну казахского радио поймал — «Дос-Мукасан» выступает, не мешайте, ребята!
Слушать Бахытжана приятно всегда, и когда он байки травит, и когда поет на сцене …
Артист по призванию, журналист по образованию, он — личность в высшей степени гармонично развитая и органичная.

image017Все, кто прошел через сцену с ансамблем «Дос-Мукасан», удивительно органичные, разносторонние и обаятельные люди. Далеко не зазнайки, не вредничающие «звезды», как об этом мнят и соответственно ведут себя нынешние артисты и группы-однодневки. Физики и лирики в одном лице – люди благородные, артисты высшей пробы. К тому же сорокалетний возраст к тому обязывает.
Завтра, 23 ноября Дворец Республики будет вновь окружен их поклонниками, возраст которых от 15 до 75 лет. И это не легенда, а ее возрождение…

Василий ШУПЕЙКИН

Фото автора и из архива Бахытжана ЖУМАДИЛОВА