А.Садыкова «Второе рождение «Дос-Мукасана»»


image001
15 ИЮНЯ 2007 ГОДА, ПЯТНИЦА   

image002

    image003Легендарный ансамбль «Дос-Мукасан» нынешним летом отмечает свое 40-летие. В честь этого события он дает юбилейные концерты по всей республике. При этом никакой фонограммы. График концертов расписан до конца октября. И везде – аншлаги, аншлаги …

… В конце 60-х и в 70-х этот ансамбль был настолько популярен, что во время его концертов вокруг столичного Дворца имени Ленина стояло двойное ограждение из нарядов милиции: двери сносились напрочь под напором поклонников. А однажды, приехав на гастроли в Жамбыл, участники самодеятельного ансамбля «Дос-Мукасан», бывшие тогда студентами Алматинского политеха, увидели на площади толпу. Она скандировала: «Искусство принадлежит народу». Выяснилось, что все билеты на концерт ансамбля местное начальство распределило между своими родственниками и знакомыми.
А ведь началось-то все … Впрочем, слово первому составу «Дос-Мукасана».

– Никакой идеи о создании ансамбля не было, – рассказывает первый художественный руководитель ансамбля Досым Сулеев, – просто в один прекрасный день мы, студенты-второкурсники факультета автоматики вернулись после каникул в общежитие. Вечером нас, четверых друзей – меня, Мурата Кусаинова, Хамита Санбаева и Мейрбека Молдабекова – пригласили в гости сокурсницы из соседней комнаты. Для них мы и пели под аккомпанемент гитары. Я, как самый образованный (закончил музыкальную школу по классу баяна), предложил делиться на голоса. Вышло необычно и красиво. Девушкам понравилось. А потом нас стали приглашать в другие комнаты, на вечера в своем общежитии и в соседние – слух о том, что у «автоматчиков» появился свой ансамбль, распространился быстро.
image005Хамит Санбаев – он был секретарем комсомольской организации факультета – организовал выход на плодоовощную базу. На заработанные деньги купили музыкальные инструменты. Я играл на саксофоне, остальные – на гитарах, а ударником мы пригласили Сашу Литвинова с горного факультета.
В 1968-м самодеятельный коллектив стал лауреатом «Весны в политехническом». Кстати, сегодня мало кто знает, что традиция проведения «студенческих весен» пошла от тогда еще безымянного ансамбля. В стройотряд друзья поехали уже с репертуаром из десяти песен. Вместе со студентами изБудапештского экономического института строили в Баянауле Павлодарской области кошары и Дом культуры. А вечером пели у костра. Название «Дос-Мукасан» предложил командир венгров Янош Карпаты. Все удивились: вроде ни в казахском, ни в русском языке такого слова нет. А Янош сказал: «Это составлено из первых слогов ваших имен – Досым, Мурат, Камит (так венгры называли Хамита) и Саня.
Позже Досыма Сулеева приглашали в горком, где предлагали дать ансамблю «человеческое» имя. Но он не согласился.
Настоящее признание к ансамблю пришло в 73-м. В тот год в Минске проводился конкурс профессиональных вокально-инструментальных ансамблей. Когда Сулееву сообщили, что от Казахстана едет «Дос-Мукасан», он попытался возразить, ссылаясь на то, что они не профессионалы. Министр культуры на это заявил: «Не беспокойся,- справку мы тебе выдадим».
В Минске «Дос-Мукасан» неожиданно для себя стал лауреатом. В тот же год ансамбль пригласили на Х Всемирный фестиваль молодежи и студентов. И опять звание лауреата! Из Союза, кроме «Дос-Мукасана», такой чести были удостоены только «Песняры». Еще через год ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

В 1977-м ансамбль дал 170 концертов в Америке. Кассовый сбор при этом составил два миллиона долларов! Когда ансамбль исполнял казахскую народную песню «Наз-Қоңыр», то американцы слушали ее стоя.
Знаменитая песня «Той жыры» до сих пор находится в Золотом фонде радио «Би-би-си». История ее создания похожа на красивый анекдот. Свадебный подарок Мурату Кусаинову был сделан на скорую руку: слова за несколько часов до свадьбы придумал собственный досмукасановский поэт Лукпан Сыдыков, а Досым Сулеев – за полчаса до события написал музыку. Через три месяца после свадьбы решили аранжировать «Той жыры» и записать ее на радио. Песня прозвучала в эфире несколько раз и сразу стала любимой у молодежи, а когда ее дали на «Маяке», то она превратилась во всесоюзный хит.
image004Неожиданно обрушившуюся на них всенародную любовь и популярность первый состав «Дос-Мукасана» связывает с тем, что свой инструментальный состав они заимствовали у “Битлз», Второе: за основу взяты казахские песни в эстрадном исполнении. И, в-третьих, сам факт ансамблевого пения был новинкой для тех лет.
После «Дос-Мукасана» в Казахстане появлялись ансамбли и посильнее в профессиональном плане, но через год-другой они распадались.
Взаимопонимание, пожалуй, даже важнее, чем профессионализм, – считает Досым Сулеев. – Последнее можно наработать упорным трудом, что мы и делали, репетируя до двух-трех ночи. При этом почти все мы окончили институт с красными дипломами.
Да и работать досмукасановцы пошли по специальности. Исключением явился лишь Мурат Кусаинов – после политеха он окончил консерваторию, став профессиональным музыкантом. Сегодня он художественный руководитель ВИА «Дос-Мукасан».
В середине 80-х и в 90-х популярность ансамбля, как известно, пошла на спад. На вопрос, не пытались ли они противостоять засилию иностранной поп- и рок-музыки, досмукасановцы дали такой ответ:
– А вы бы стали противостоять идущему с гор селю? Наверняка отошли бы в сторону…Так и мы – переждали и сейчас вернулись вновь. Сегодня среди наших фанатов не только люди нашего поколения, но и молодежь.
Оглядываясь на свою юность, убеленные сединами досмукасановцы говорят:
Перестройку мы начали раньше Горбачева. Он заговорил о народном самосознании в 80-х, а мы своими песнями повернули молодежь к своему народу, к его традициям и культуре уже в конце 60-х. Хотя об этом мы в то время не задумывались…

Алия САДЫКОВА

фото Юрия БЕККЕРА