Б. Джумадилов «На конкурсе в Минске»

 

image001

Весной следующего, 1973 года в состав ансамбля органично влился выпускник Алматинский консерватории Нуртас Кусаинов, обладающий красивым тенором. Позже пришёл студент 3-его курса той же «Консы» Багдад Айдарханов. Обращаете внимание на тенденцию? К тому времени мы, как ансамбль, выросли из коротких студенческих штанишек. Изменилось время, изменились требование и к нам. Не могло быть так, чтобы из года в год мы исполняли одни и те же песни, некогда нами пропетые. Даже сверхпопулярные. Они теряли свою свежесть и самобытность. Надо было стремиться к совершенству, к профессионализму.

Только с приходом грамотных, не только музыкально, ребят можно было ставить перед собой задачи потруднее, играть музыку посложнее. Тем более это было необходимо в связи с поступавшими из Министерства культуры предложениями попробовать себя на профессиональной сцене. Но пока обсуждались технические и экономические условия такого перехода «Досы» успели съездить в Минск, на III- й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Заранее отобрали произведения — «Соловьи России» композитора В.Левашова, «Алматы тунi» и «Той жыры» Досыма Сулеева. Репетиции шли по два раза в день — в первой половине — для музыкантов, во второй — для солистов. Работа захватила всех. Каждый наперебой предлагал свои соображения и мысли по аранжировке, трактовке. Мало-помалу вылепилась некая структура, конструкция, которую необходимо было ещё шлифовать и отделывать. Репетиция. Освещена только сцена. Сиротливо высится над наступившим безмолвием ударная установка. Тускло поблёскивают, покачиваясь на никелированных стойках, медные тарелки. Отливает бирюзой спокойный и важный большой барабан. А рядышком, прислонившись к нему, отдыхает том-бас. Чуть поскрипывая на плохо привинченном шарнире, задумчиво кивает головой том-альт, словно вопрошая: а что будет-то? Понуро свесив шнуры, стоят микрофонные стойки-«журавлики». И вправду они похожи на журавлей. Гордые, стройные, они ждут своего часа. Часа, когда зазвучит песня. Песня, как произведение, это своеобразный спектакль, длящийся от 3 до 5 минут. Вот за эти несколько минут надо озвучить пролог, тему, развитие этой темы, апогей и эпилог. Человеку, понимающему, это говорит о многом. Певцу надо успеть в короткий промежуток времени донести слушателю ещё и идею, заложенную в текст, музыкальные аспекты и прочее.
По прибытию в Минск уже не было ни минуты свободного времени — репетиции, прогоны, трактовки для телевидения … И ещё между этим поездки на заводы, встречи с тружениками.
Наконец первый конкурсный день настал. Когда открылся занавес, и прозвучали первые соловьиные трели, искусно имитированные Муратом на гитаре, надо было видеть лица членов компетентного жюри в составе легендарных личностей, певцов, поэтов, возглавляемого именитым композитором, Александрой Пахмутовой, лауреатом Государственной премии СССР, членом Союза композиторов. Но когда «Досы» вышли на сцену, не о наградах и местах были все мысли — скорее о том, что дома их ждут. Ждут семьи и родители, верные друзья, которые уже несколько лет, несмотря ни на что, оставались рядом. Ждут и оппоненты, те, кто не хотел посылать самодеятельный, в сущности, коллектив, на столь престижный конкурс…Ребята звучали стройно: Курманай и Тасхан выдавали такие рулады в подпевках, а солист Нуртас брал такие верха — от·полного· «суббитто пиано» в начале песни и до «крещендо». Зал рукоплескал стоя. Хотя на конкурсах не принято. Окончательный вердикт слушали с ватными ушами, не веря в свой успех — оказалось, «Досы» превзошли самих себя. И, по сути, их третье место, учитывая что второе не занял никто, было вровень с «Песнярами» .
Композитор Александра Пахмутова:
«…именно в Минске впервые по-настоящему обрели права гражданства вокально-инструментальные ансамбли. И опять же это сделал комсомол. Он так и назвал свой конкурс: «Конкурс молодых исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей». До этого же было довольно странное положение: с одной стороны у нас вроде бы такие ансамбли есть, с другой стороны — нет. Если надо ехать зарабатывать для прогорающих филармоний деньги на стадионах и во Дворцах спорта, — вокально-инструментальные ансамбли у нас есть. Если же пишется статья о песне на эстраде или готовится новая передача на телевидении — вроде бы ансамблей в природе не существует. Минский комсомольский конкурс дал, возможно, не совсем полную, но зато достаточно ясную картину состояния вокально-инструментальных ансамблей в стране. И ещё. Я бы особо отметила ВИА «Дос-Мукасан» из Алма-Аты. Молодцы, «Досы!».
Среди ВИА победителями конкурса стали «Песняры» (Минск). Второе место жюри не присудило никому, а третье разделили «Дос-Мукасан» (Алма-Ата), «Москвичи» (Москва) и украинская «Кобза». Кстати, Александра Пахмутова, вручая приз Досу, как бы невзначай спросила: «А вы действительно профессиональный коллектив, не студенческий?» …
В алматинском аэропорту их ждала встреча достойная триумфаторов: девушки в национальных костюмах, цветы и многочисленные журналисты. Здесь же представители общественных организаций, Министерства Культуры, нашего Политеха, устроили импровизированный митинг, плавно перешедший в пресс-конференцию. И конечно — фото на память.