Nomer 3 (353) 21 января 2010 года
Мурат КУСАИНОВ: «НАС УПРЕКАЛИ В КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ!»
Руководитель знаменитого ансамбля «Дос-Мукасан» Мурат Кусаинов на прошлой неделе побывал в Уральске с бас-гитаристом группы Искаиром Абахановым. По приглашению директора ТОО «АгроТраст» Мурата Джакибаева они приехали на презентацию муки «Белес». Лидер «Дос-Мукасана» охотно встретился с журналистами и рассказал о судьбоносных моментах, благодаря которым слава 40-летнего коллектива не померкла и по сей день.
— Что привело вас в артисты?
— Школу я закончил с золотой медалью и мечтал стать физиком-математиком, поэтому о карьере артиста даже и не помышлял. А «Дос-Мукасан» сформировался в 1965 году, когда мы, четверо простых аульных парней, «спелись» в Алма-Атинском политехническом институте. В то время в Союзе впервые узнали о «Биттлз». Хотя мы учились на факультете автоматики и телемеханики, все были музыкально одаренными и владели игрой на каком-либо инструменте. Вот и решили организовать свой «Биттлз». В 1967 году наш студенческий стройотряд направили в Павлодарскую область. Кстати, тогда для молодежи это была неплохая возможность подзаработать. И вот 1 августа в построенном собственными руками клубе мы впервые предстали перед зрителями. Этот день принято называть днем рождения «Дос-Мукасана». Концерт прошел на «ура»…
— Как произошло, что название вашему ансамблю дали именно венгерские студенты?
— Дело в том, к нам из Будапешта приехали венгерские студенты, которых направили для обмена опытом. На следующий день в стройотрядовской стенгазете написали: «Вчера, в День ССО, впервые выступил ансамбль «Дос-Мукасан». Мы, конечно, удивились. Оказывается, венгры составили нам такое название из наших имен, так как на Западе в то время такая аббревиатура считалась очень модной. «Дос» — это Досым Сулеев, «Му» — Мурат Кусаинов, «Ка» — Камит Санбаев и «Сан» — Саня Литвинов. Получилось красиво. К тому же слово «Дос» на казахском означает друг.
— Очень быстро в группу пришла популярность, и «Дос-Мукасан» стал обладателем золотой медали на Х Всемирном фестивале молодежи в Берлине. А ведь это все равно, что победить на Олимпийских играх?
— Если говорить о значимых событиях в нашей творческой жизни, то, конечно, судьбоносным стал конкурс лучших профессиональных исполнителей советской эстрады в 1973 году, который состоялся в Минске. Это было время пика популярности «Песняров» и «Самоцветов», в Ташкенте появился ансамбль «Ялла». Тогда все известные группы собрались в Минске, где в преддверии Всемирного фестиваля решили провести отбор лучших из лучших. Кстати, накануне поездки в Минск в нашу группу влился Нуртас Кусаинов. На конкурсе он великолепно исполнил песню «Соловьи России». Мы подготовили специальную аранжировку и на гитаре изобразили трель соловья. Все это поразило композитора Александру Пахмутову, которая возглавляла жюри. Так, вслед за «Песнярами» «Дос-Мукасан» не только получил звание лауреата, но и отдельный приз за лучшую обработку советской песни. В том же году наш ансамбль был приглашен на Х Всемирный молодежный фестиваль. В Берлин съехались исполнители из 140 стран. Мы стали обладателями золотой медали. В 1969 году «Дос-Мукасан» побывал в Венгрии, в 1971 – в Польше, в 1972 – во Франции. Это были уникальные поездки. Всюду наши концерты имели оглушительный успех. Кстати, наш ансамбль стал первой группой, которая представляла СССР в Америке. Мы гастролировали в США почти полгода и дали 180 концертов. По возвращении на родину о нас написали в газете «Правда». А ведь в то время надо было еще заслужить, чтобы центральная пресса рассказала о простом музыкальном коллективе из Казахстана…
— На первых порах вас поддерживали в политехническом институте, где досмукасановцы остались работать после его окончания. Значительную помощь «Дос-Мукасану» оказывал и комсомол. А вот были моменты, когда приходилось противостоять власти?
— Действительно, комсомольская организация и политехнический институт – это своего рода два рычага, благодаря которым мы прочно встали на ноги. Но были и случаи, что партийная власть неожиданно вмешивалась в работу ансамбля. Как-то нас вызвал на ковер секретарь Алма-Атинского горкома партии: «Ребята! То, что вы стали очень популярными, хорошо. Молва о вас идет по всему Казахстану. Поэтому название группы надо менять». Мы спрашиваем: «Почему?» А он: «Зачем вы культ личности себе создаете? Свои имена в историю уже вписали!» Тут мы давай все на венгров валить. Мол, мы ни при чем, это они все придумали, и что-то менять уже слишком поздно. В общем, думали, что, ослушавшись партийного босса, подписали себе смертный приговор. Но, к удивлению, нас больше не тревожили по поводу названия.
— Насколько соответствует правде молва, что из состава ансамбля вышли пять докторов и семь кандидатов наук, а также немало инженеров, ученых и общественных деятелей?
— Сейчас работает уже третий состав ансамбля. Шли годы, «Дос-Мукасан» пополнялся новыми талантливыми ребятами. Такими, как Меирбек Молдабеков, Сагидолда Хасенов, Курманай Омарова, Юрий Лим, Шарип Омаров, Бахытжан Жумадилов, Усмандияр Маканов, Нуртас Кусаинов и другие. Если собрать всех участников группы, то наберется 35. Что касается ученых, то, к примеру, Досым Сулеев – доктор технических наук, профессор. Без ложной скромности скажу, что являюсь профессиональным композитором, членом-корреспондентом казахстанской Академии творчества. В декабре 2002 года меня наградили орденом «Парасат». Меирбек Молдабеков – доктор технических наук, профессор, академик Национальной академии наук РК, вице-президент АО «Национальная компания «Казкосмос». Покойный Шарип Омаров избирался депутатом парламента, работал на дипломатическом поприще. Искаир Абаханов — заместитель директора государственной филармонии имени Жамбыла. Кстати, к сорокалетию ансамбля, который мы отметили три года назад, павлодарцы установили в своем городе скульптурную композицию в честь «Дос-Мукасана». Сначала мы усомнились в правильности такого подарка, ведь не принято при жизни артистам памятники из бронзы возводить, но потом решили согласиться…
— Говорят, стремясь попасть на ваш концерт, фанаты ломали двери…
— В 1971 году нам впервые разрешили выступить в Алма-Ате, в самом большом зале дворца республики, где до этого в основном проходили только пленумы ЦК, а с концертами выступали известные зарубежные и советские звезды. На концерт собралась тьма народу. Вместо трех тысяч зрителей зал вместил около пяти. После выступления к нам неожиданно подходит администратор: «Все, ребята, вам хана! Толпа фанатов проломила двери, разбила окна из чешского стекла. В давке чуть не погибла женщина. Ваше дело будет рассматривать ЦК партии!» Мы уже были готовы к тому, что второй концерт в этом зале отменят, но все решилось как нельзя лучше, и повторное выступление состоялось в назначенное время. Потом выяснилось, что вопрос «Быть или не быть «Дос-Мукасану» рассматривался на заседании в ЦК, который состоялся специально по этому вопросу в выходной день. Как нам рассказали, заседание вел первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухаммед Кунаев. Кто-то высказывался, что мы носим длинные волосы, ходим в джинсах, пропагандируем западную музыку. Ко всему прочему в вину нам поставили и зрителей-хулиганов, которые взломали двери во дворце. Однако Кунаев был мудрым человеком. Он терпеливо выслушал мнение каждого выступающего и в итоге сказал: «Так, товарищи, теперь послушайте меня. Коль молодежь так сильно любит «Дос-Мукасан», а за ней наше будущее, значит, эти ребята чего-то стоят. Поэтому пускай выступают!» С тех пор Кунаева мы называем крестным отцом «Дос-Мукасана».
— Правда, что многие песни в исполнении «Дос-Мукасана» рождались буквально в одночасье?
— Не ожидал, что, к примеру, «Той жыры», которая впервые была исполнена на моей свадьбе, станет хитом на долгие годы. Ведь наш ансамбль с первых дней не только занимался обработкой казахских народных песен и мелодий, но и создавал собственные произведения. Первые гитарные аранжировки песен «Карлыгаш», «Жыр жазамын журегимнен», «Жайдарман» имели большой успех у зрителей. А созданные позже «Сулу кыз», «Кудаша», «Сагындым сени» и другие пользуются большой популярностью у огромной аудитории слушателей и сегодня.
— А в чем, на ваш взгляд, секрет успеха досмукасановцев?
— Не скрою, популярность была, можно сказать, бешеной. С годами профессионализм ансамбля только окреп. В нашем репертуаре появились сложные инструментальные рок-композиции, к примеру, «Бетпак дала». Интересно, что после выступления в Чехословакии к нам подходили и спрашивали: «Откуда вы такие взялись, ведь Казахстан – это верблюды, юрты, бездорожье, а вы гитарой владеете да еще и такой рок играете?» Поклонницы ходили за нами толпами. Писали письма, звонили и даже караулили возле дома… Но, признаюсь, досмукасановцы никогда не страдали от «звездной» болезни. Никто из нас не был баловнем судьбы. Мы постигали свои вершины упорным трудом. Всегда трезво оценивали ситуацию и знали, какие приоритеты должны быть превыше всего. Наверное, это удавалось благодаря учебе в политехническом институте на сложнейшем факультете, где изучали высшую математику, физику, астрономию и философию. Именно там выработалась способность аналитически мыслить, а не парить в облаках. Ансамбль в каждом городе давал от четырех до 20 концертов. Помню, как в 1981 году в самом большом зале Ташкента за несколько дней мы дали 20 концертов. Тогда билеты на черном рынке стоили от 20 до 50 рублей. По цене ста билетов на концерт «Дос-Мукасана» можно было приобрести «Жигули». Что интересно, в честь нашего ансамбля родители нарекали Досмукасанами своих сыновей. «Дос-Мукасан» — интернациональная группа, в составе которой выступали русский Александр Литвинов и кореец Юрий Лим. Дружба и отсутствие зависти – это и есть секрет популярности.
— Как часто общаются между собой досмукасановцы?
— Мы и по сей день дружим. Дружат между собой наши дети, и, надеюсь, будут дружить и внуки. Популярность не снесла нам «крышу», все ребята остались прежде всего порядочными людьми, благодарными своему зрителю за огромную любовь.
Подготовила
Галина КАРЕНСКИХ