А. Алишбаева «Семь парней и одна девушка»

Актобе, газета «Диапазон», 25.03.2010
Семь парней и одна девушка

image001

Совсем недавно ушёл из жизни солист группы «Дос-Мукасан» Бакыт Жумадилов. До этого в 44 года умерла единственная солистка ансамбля Курманай Омарова. Мало кто знает, что до большой сцены она работала на «Актюбрентгене» и пела в художественной самодеятельности завода. На её свадьбу Досым Сулеев и сочинил «Той жыры», без которой уже 40 лет не обходится ни одна казахская свадьба.

Дуэт с Дином Ридом

О неизвестных страницах из жизни знаменитого «Дос-Мукасана» и о том, в чем секрет незатмеваемой популярности ансамбля «Д» рассказала сестра Курманай Омаровой (до замужества Ажибаевой) Улганым Есенгужина.
– Давайте сначала посмотрим фильм, – предлагает она. Его в 1971 году сняла киностудия «Казахфильм». Фильм так и называется «Дос-Мукасан». Главный рассказчик в нем Бакыт Жумадилов, совсем тогда мальчишка. На черно-белых кадрах репетиции песен «Алатау», «Алматы тұны», «Сағындым сені» и свадьба Курманай и бас-гитариста Шарипа Омарова, где «Дос-Мукасан» поет знаменитый «Той жыры».
– Бакыт в группе был меньше всех ростом и дольше всех учился в институте. Над ним все подшучивали, что на каждом курсе у него куча девушек. Он был сердцеедом. У Бахыта была жена, дочь, он женился во второй раз, родился еще один ребенок, и вот его не стало. Я видела его и Досыма последний раз в 2008-м, на похоронах Шарипа. Шарип был послом в Чехии, сердце внезапно остановилось… Мне казалось, они такие защищенные, с ними ничего не может случиться. Досым тогда был ректором КазНТУ, бывшего политеха, они ведь все оттуда вышли. И все для меня были близки. Шарип, конечно, занимал отдельное место, он для меня был, как старший брат.
В 1967 году Курманай поступила на филфак ЖенПИ в Алма-Ате. Я через время – в КазГУ. Тогда на истфаке впервые набирали курс с преподаванием на иностранном языке, вот там я и училась. Жила у Курманай и Шарипа, поэтому становление ансамбля, приход популярности – все происходило на моих глазах. До ЖенПИ Курманай работала на «Актюбрентгене» и пела в коллективе художественной самодеятельности с сестрой Макпал. Коллектив был сильный, сестры часто ездили с концертами. В семье у нас было шестеро детей и все певучие. Отец музыкального образования не имел, но хорошо играл на скрипке и мандолине. Мы с сестрами пели в три голоса.
В ЖенПИ в 60-х был знаменитый квартет «Айгуль». Курманай вошла в его состав. У нее был удивительно красивый голос. Низкий, с широким диапазоном. Она великолепно пела русские народные песни. В 1967 году «Айгуль» представлял Казахстан на конкурсе «Алло, мы ищем таланты». Курманай пела песню «Сияет месяц в вышине», стала лауреатом. Председателем жюри был Микаэл Таривердиев. Он написал ей: «Такого тембра голоса я никогда еще не слышал». Тогда же Курманай познакомилась с Майей Кристалинской.
Через время после этого к ней в общежитие пришли ребята из «Дос-Мукасана», предложили петь с ними. Она согласилась и стала единственной девушкой в ансамбле. Она пела с Дином Ридом на фестивале молодежи и студентов в Берлине, ездила во Францию, по союзным республикам, была дружна с Бибигуль Толегеновой, но пение для нее не стало профессией. Работа филолога была для нее важнее, она преподавала в ЖенПИ, работала в институте в Москве, но когда приглашали, пела с «Дос-Мукасаном».

Казахстанские «Битлы»
– Самый первый состав «Дос-Мукасана» возник в стройотряде политеха. Туда вошли Марат Кусаинов, Досым Сулеев, Камит Санбаев, Саня Литвинов. Шарип играл на бас-гитаре. Он не пел, но в «Той жыры» это его фраза «Эй жарайсың, жігіттер!». Все они были студентами, приехали из сел, музыканты-самоучки. Музыкальную школу окончил только Досым. Он очень любил играть на саксофоне, хотя окончил музшколу по классу фортепьяно. Был еще Усмадьяр Маканов, он пел «Алатау». В ансамбле это был единственный преподаватель, тогда уже кандидат наук.
«Дос-Мукасану» суждено было появиться. В то время в Узбекистане появилась «Ялла», в Белоруссии – «Песняры», в России – «Самоцветы». Но фишка «Дос-Мукасана» в том, что он впервые занялся обработкой казахских народных песен, сохраняя их самобытность. Они делали аранжировку на произведения Газизы Жубановой, исполняли «16 қыз» Гарифуллы Курмангалиева, другие песни, но по-своему. Казахские стихи своеобразные и их не так-то просто положить на мелодию, для этого нужны тонкий вкус и музыкальный слух, в «Дос-Мукасане» это все было, они попали в точку, поэтому до сих пор вне конкуренции. Их называли казахстанским «Битлз».

Артисты без гонораров
– Ансамбль был популярным, часто ездил по стране, но больших гонораров артисты не зарабатывали. Всех ребят по окончании института оставили в политехе. Шарипа избрали комсоргом института, дали комнату в общежитии аспирантов, к тому времени у них с Курманай подрастала дочь. Было счастье, когда я получала стипендию – 40 рублей. Курманай изумительно готовила, была хлебосольной, ребята из «Дос-Мукасана» часто приходили к нам в гости. Все молодые, счастливые, бесшабашные… Во Франции сестра научилась готовить яичницу по-французски, ее обычно и подавали гостям. Это джусай, помидоры и много-много яиц. В общежитии была всего одна комната, но кто-то и ночевать оставался. Потом у Курманай с Шарипом появился второй ребенок, но сестра ездила на конкурсы, продолжала петь. В 76-м году «Дос-Мукасан» стал профессиональным коллективом. Курманай туда не пошла, но иногда выступала. Со временем и Дос оттуда ушел – он защищал кандидатскую, то же самое было у Мейирбека, но они собирались. В ансамбле остался Мурат Кусаинов, ближе к 80-м состав во многом поменялся. В 92-м году был 25-летний юбилей «Дос-Мукасана», тогда все снова собрались вместе.

Скрипка на замке
Каждый из ребят нашел свое место в жизни. Камит ушел в науку, Саня стал бизнесменом, Шарип работал в горкоме, потом в ЦК в Москве. В 91-м они с Курманай вернулись в Алматы. Шарип стал первым заместителем Нуркадилова, тогда мэра Алматы. Дочери Курманай и Шарипа занимались музыкой, одна училась в училище Гнесиных, вторая – в центральной музыкальной школе в Москве, но для них музыка тоже не стала профессией. У старшей дочери сейчас свое дело, младшая после смерти матери зачехлила скрипку и больше к ней не прикасалась.
Курманай все помнили, как известную солистку, Шарип занимал большие должности, но их семья всегда жила скромно. Я помню, как они по крупицам собирали деньги, чтобы купить дочери скрипку. Курманай никогда не стремилась к славе, она занималась своей работой. Набрала в ЖенПИ группу кубинских студентов, учила их русскому языку.
Заболела она внезапно. Через кровь в больнице ей занесли гепатит В, возникли проблемы с печенью, спасти ее не смогли. В 1994 году ее не стало. Столько времени прошло, а я до сих пор переживаю эту боль. В 2008-м не стало Шарипа. Его похоронили рядом с Курманай на кенсайском кладбище. Рядом растут три дерева. Они, как три их дочери.
Последний раз Шарип, Бакыт Жумадилов, Нуртас Кусаинов, Мейирбек Молдабеков приезжали в Актобе несколько лет назад на свадьбу одного чиновника. Их уговорил Фарух Закиров, он тоже был здесь. Они тогда рассказывали, что песню «Ты моя мечта» на своих выступлениях они посвящают Курманай. Наверное, будет песня и для Бахыта.

Из досье «Д»
Датой рождения первого в Казахстане профессионального ВИА «Дос-Мукасан» считается 1 августа 1967 года. В то лето студенты факультета автоматики и вычислительной техники Алма-Атинского Политехнического института в составе стройотряда строили Дом культуры в Баян ауле. Провести концерт в честь сдачи объекта поручили студентам Досыму Сулееву («Дос»), Мурату Кусаинову («Му»), Камиту Санбаеву («Ка»), Сане (Александру) Литвинову («Сан»). Этот любительский музыкальный ансамбль получил название по первым буквам имен его участников. Бакыт Жумадилов пришел туда позже. Он шутил, что его имя в названии кроется за черточкой.

Альмира Алишбаева