О. Белов «Славная история «политехов»»

Аргументы и факты Казахстан, №30, 25.7.12

СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ «ПОЛИТЕХОВ»
«Дос-Мукасан» отмечает своё 45-летие

image001

«Дос-Мукасан» ХХ век. На родной земле после гастролей в Америке в 1977 году

image002

«Дос-Мукасан», ХХ1 век. Концерт во Дворце Республики в 2002 году

В 60-годы западные страны охватила битломания. В музыкальном мире на первые позиции стали выходить молодые группы, которые сами сочиняли песни, играли на электроинструментах и собирали стадионы. Послевоенный мир призывал на сцену молодую энергию, и эти музыканты стали настоящими властителями дум. Появился такой ансамбль и в Казахстане.
На его концертах сметали наряды милиции и вышибали двери. Не попавшие на выступление люди выходили на улицы с плакатами. Этим летом легендарный ансамбль «Дос-Мукасан» отмечает своё 45-летие. Солист ансамбля Нуртас КУСАИНОВ (на фото справа) рассказал нам, что стоит за долголетием коллектива.
– Нуртас, правда ли, что название вашего ансамбля – это венгерское изобретение?
– В августе 1967 года студенты 2 курса Казахского Политехнического института им. В.И. Ленина, Досым Сулеев, Мурат Кусаинов, Камит Санбаев, Александр Литвинов были направлены в Баян-Аульский район, Павлодарской области, в составе студенческого строительного отряда. Студенты строили дома, кошары для овец. Кстати, дом, построенный нашими ребятами, сохранился до сих пор. В те годы в ССО принимали участие не только студенты СССР, но и зачастую в составе строительных отрядов были студенты и стран соцлагеря.В Баян-Ауле в тот период находилась студенческая строительная бригада из Венгрии. Именно командир этого отряда Янош, услышав в один из вечеров у студенческого костра песни в исполнении наших ребят, предложил выступить, Досу, Мурату, Камиту и Саше с концертом в райцентре, он же предложил назвать квартет ребят «Дос-Мукасан» по заглавным буквам имен наших студентов. Огромное спасибо этому венгру, который сам того не подозревая, дал такое оригинальное название будущему коллективу. Оглядываясь в далекие теперь 60-е годы, всегда поражался тому, что её Величество Судьба собрала в одной комнате студенческого общежития Доса Сулеева, Мурата Кусаинова, Шарипа Омарова, Мейрбека Молдабекова, ребят из разных областей Казахстана.
– В алматинском Дворце Республики выступали многие звёзды мировой музыки, и всё проходило довольно мирно. Почему в 1972 году во время концерта «Дос-Мукасана» публика снесла двери в этот главный концертный зал страны, и каковы были последствия для ансамбля?
– В 1972 году «Дос-Мукасан» победил на Всесоюзном конкурсе студенческих ВИА в городе Ташкенте. Тогда же состоялся известный и поныне концерт во Дворце им. Ленина (ныне Дворец Республики), лучшем концертном зале нашей страны. Желающих попасть на концерты ансамбля было столько, что толпа людей смела милицейский кордон у дверей, поломав и стекла и двери дворца. Такое происходило неоднократно и в других городах Казахстана, а городе Джамбуле не попавшие на наши концерты студенты техникумов и институтов этого города вышли на улицы с плакатами «Искусство принадлежит народу». Учитывая это, Бюро ЦК КП Казахстана на одном из своих заседаний поставило вопрос о тлетворном влиянии буржуазной музыки на массы. Выручил нас тогда первый секретарь ЦК Динмухамед Ахмедович Кунаев. Он сказал, что мы несем в массы прекрасные песни, может быть в несколько иной интерпретации. После этого нас начали включать во все правительственные концерты.
– Как складывалось выше соперничество на конкурсах с ведущими ансамблями того времени, такими как «Песняры», «Самоцветы»?
– В 1973 году Министерство культуры КазССР готовилось к Всесоюзному конкурсу советской песни в Минске, на который приглашались лучшие молодые исполнители республики. Поскольку в те годы эстрадное искусство у нас было на этапе своего становления, решили послать на конкурс солиста оркестра Казтелерадио Люцию Тулешеву и наш ансамбль. В Минске собрались известные вокально-инструментальные ансамбли: «Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята», ансамбли из Украины, Армении, Азербайджана, Прибалтики. Среди вокалистов были Заур Тутов, Ренат Ибрагимов, Леонид Сметанников, Евгений Мартынов. В первом туре нужно было спеть 3 песни. Мы выставили «Той жыры» Досыма Сулеева в новой аранжировке, «Соловьи России» В.Левашова и народную песню. Комиссия конкурса сразу отмела народную песню. Мне пришлось за одну ночь выучить песню Д. Сулеева «Алматы Тунi», с Курманай Омаровой у нас получился хороший дуэт. Я сам проникся очарованием текста про нашу любимую Алма-Ату, а музыка как нельзя лучше подходила под текст и отражала красоту нашего города. Прошли первый тур, и тут члены жюри выясняют, что мы представлены на конкурс, в котором должны участвовать только профессионалы. Мы же в тот момент оставались студенческим ансамблем из Казахского политехнического института. Всё, думаем, нам дадут отбой, мол, вы ребята не туда попали. Не знаю чем, но мы очаровали председателя жюри Александру Пахмутову. Каким-то образом она смогла убедить других членов жюри, Иосифа Кобзона, Юрия Силантьева. И в итоге мы прошли во второй тур. Пахмутова называла нас политехами и после нашей победы во втором туре сказала: «Молодцы, политехи, вы выступаете очень хорошо».

На последнем третьем туре у нас была сольная песня «Соловьи России». В тот период я учился на пятом курсе консерватории, и конечно здесь сыграло роль моё профессиональное музыкальное образование, ведь диапазон этой песни, около двух октав. Я постарался выложиться, тем более, что аранжировка была сделана замечательно. В итоге первое место заняли «Песняры», второе место «Дос-Мукасан», а третье получил ВИА «Москвичи». Нам дополнительно вручили специальный приз конкурса «За лучшую обработку и исполнение советской песни». Не забуду оценку председателя жюри Александры Пахмутовой, которая назвала меня: «Соловей России». Для нас это один из незабываемых моментов в жизни. Он послужил основой для нашей победы в Берлине на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов, он же определил нашу дальнейшую судьбу.
– Как вы относитесь к тому, что многие из нынешних казахстанских звёзд не имеют музыкального образования?
– К сожалению, сейчас именно мелькание на экранах и выступление на корпоративах и днях рождений определяет всю звёздность современных артистов. «Звёзды» зачастую не имеют профессионального музыкального образования и, что самое страшное, не стремятся его получить. За последние десятилетия ни один эстрадный артист не смог выступить достойно на профессиональных конкурсах, которые проводились на постсоветском пространстве, а о международных конкурсах даже не идет речи. В лучшем случае это «Юрмала», где некоторые из них получали призы зрительских симпатий. Но ни одной победы.
Я думаю, молодым артистам стоит задуматься. Если ты себя целиком и полностью посвящаешь высокому искусству, то должен кропотливо совершенствовать свое мастерство, оттачивать его, уделяя свое внимание репертуару, думать о том, что ты несешь людям? А не петь сомнительные песни однодневки, не искажать великие народные песни, как делают некоторые молодые «звезды». Этим принципам «Дос-Мукасан» следовал все эти годы. Наверное, поэтому некоторые песни ансамбля фактически стали «народными».

Олег БЕЛОВ

Фото из архива ансамбля «Дос-Мукасан»