М.Кусаинов «Нам нынче наши внуки подпевают»

image001 image002

image003

 

image004

Тридцать пять лет назад четыре студента Казахского политехнического института – Досым, Мурат, Камит и Саня составили ансамбль “Дос Мукасан”. Они с первых дней очень точно нашли свое творческое направление – обработка казахских народных мотивов, аранжировка тех любимых песен земляков, которые уже стали классическими. К «Дос Мукасану» сразу же пришел ошеломляющий успех. Прошла целая жизнь … и биографии ребят из первого состава составились причудливо, по-разному. Карьеру профессионального музыканта избрал Мурат Кусаинов, заслуженный деятель РК, руководитель и композитор ансамбля. Для поддержки начинающих певцов и музыкантов он создал первый в республике музыкальный центр «Эуен». В декабре прошлого года он за большие заслуги перед государством в области культуры Указом президента страны получил орден “Курмет”. О молодости, музыке, друзьях мы говорили с ним за два дня до юбилейного концерта знаменитого ансамбля.

У нас есть общий дом – «Эуен». И он дал возможность собраться сейчас, снова выйти на сцену. Когда-то нам с друзьями удалось внести на казахстанскую эстраду совершенно новую музыку. Получилось взять только свою “ноту”, удержать ее … В 60-е годы вокально-инструментальные ансамбли росли как грибы после дождя. «Поющие гитары», «Песняры», «Голубые гитары» … Битлы покорили весь мир. Гитара была самым популярным инструментом. Я взял ее впервые в руки, когда стал студентом. После второго курса поехали в студенческий строительный отряд, в Баянаульский район Павлодарской области. С нами работали студенты из Будапештского университета имени Карла Маркса. Первого августа – в День студенческих строительных отрядов – дали концерт для местных жителей. Три гитариста и ударник. Нас приняли так, что мы просто не ожидали … Венгерские студенты, которыми руководил Янош Карпаты, предложили назвать наш ансамбль «Дос Мукасан». Мы думали, что это что-то значит по-венгерски. Но они так удачно сложили из наших имен … «Дос» – Досым Сулеев, «Му» – Мурат Кусаинов, «Ка» – Камит Санбаев, «Сан» – Саня, Александр Литвинов. Вернулись домой, сразу дали концерт и в родном политехе. Вот, собственно, с чего все началось.
– Как вы сами в своем кругу объясняли секреты своей популярности? Вообще, вы думали об этом, опасались славу потерять?
– Конечно, пытались понять, почему из множества ансамблей не только Казахстана, но всего Советского Союза нам удалось завоевать и удержать такой большой успех. Догадались достаточно быстро, что выбрали верное направление. Эта тропа «созрела» и ждала своих первопроходцев. Исполнение казахских народных песен в современной обработке и песен казахских классиков, таких, как Ахан Серэ, Биржан Сал, Ахмет Жубанов. Вот этого ждала аудитория. И мы каким-то чувством это угадали. Чуть позже появились и собственные произведения . Музыку мы писали и делали аранжировки с Досымом Сулеевым. Нас в шутку называли «Леннон и Маккартни». Мы хорошо дополняли друг друга. И до сих пор все мы – близкие друзья. В Союзе «Дос Мукасан» был популярен ничуть не меньше российских ансамблей. Хотя пели-то мы в основном казахские песни. Конечно, были и другие, так сказать, «созвучные времени» – комсомольские, патриотические. Но песни родного народа – то сразу же был наш главный «конек».
– И он «жил» ведь очень естественно в вашем ансамбле, хотя состав менялся, хотя разные люди вас слушали в момент «набора высоты».
– Да, ансамбль пополнялся талантливыми ребятами: Мейрбек Молдабеков, Сагадилда Хасенов, Курманай Омарова, Юрий Лим, Шарип Омаров, Бахытжан Жумадилов, Усмадияр Маканов, Нуртас Кусаинов … Выступали буквально на всех праздничных мероприятиях Алма-Аты, участвовали в конкурсах и смотрах художественной самодеятельности. Все время занимали первые места. А первый выход на союзную арену состоялся в 1971 году в Ташкенте, на конкурсе ансамблей технических вузов страны. Там заняли первое место. Жюри возглавлял Батыр Закиров, он особо отметил наше выступление. Очень важным для нас был 1973 год. Мы представляли республику на Всесоюзном конкурсе в Минске. Там собрались профессиональные исполнители эстрадной песни – «Песняры», «Самоцветы», «Пламя», «Москвичи» … А мы-то еще были «самоделками»! Но заняли второе место, вслед за “Песнярами”. Получили специальный приз «За лучшую обработку советской песни», который вручала председатель жюри композитор Александра Пахмутова. В том же году наш ансамбль представлял весь Советский Союз на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлитне. Оттуда вернулись с золотой медалью.
– И, получалось, время заставляло выбирать себе судьбу, считать музыку увлечением или профессией …
– Именно так и вышло. Мы уже окончили политех, но весь наш состав оставили в институте: преподавать, заниматься наукой на кафедре телемеханики. Нам предоставили жилье, мы все начали писать кандидатские диссертации. Моя, кстати, была уж почти готова … А в 1974 году ансамбль получил премию Ленинского комсомола Казахстана. Это был поворотный момент, время жесткого выбора. И все сделали свой. Досым Сулеев, Камит Санбаев, Мейрбек Молдабеков уехали в Москву, в аспирантуру. Шарип Омаров перешел на комсомольскую работу. А Бахытжан Жумадилов, Нуртас Кусаинов, Багдад Айдарханов, Аскар Жанкушкутов и я решили сохранить ансамбль. По настоятельному приглашению Министерства культуры республики перешли на профессиональную сцену. К нам тогда присоединились еще двое молодых музыкантов – Мурат Сарыбаев и Арсен Баянов. Начали бурную гастрольную деятельность – от Калининграда до Дальнего Востока, от Якутска до Черного моря. Нам часто удивлялись, расспрашивали, кто такие, из какой страны … Но – это все после концертов. А на концертах просто слушали. Ведь хорошая музыка – она не имеет границ и не требует перевода, она же вненациональна.
– Не скажешь, что вы эпатировали специально. Что тем же битлам подражали откровенно и всерьез. Но все концерты – это помнит наша публика со стажем – шли с явным оттенком ажиотажа. Бывало же, публика стулья на ваших концертах ломала …
– Ломала, случалось такое. Запомнил навсегда один концерт во Дворце Ленина, в 1972 году. Аншлаг был такой, какого не ожидал никто. Собралось зрителей в три раза больше, чем мог вместить зал. Люди стали выдавливать стекла во всем вестибюле. Естественно, появились порезы, все кругом было в крови … Слава Аллаху, никто не погиб и серьезно не пострадал. Но после этого пленум ЦК компартии рассматривал «Вопрос о «Дос Мукасане»». Говорили так: если ихние зрители – хулиганы, то и сами артисты – такие же точно, патлатые, с гитарами, головами трясут … Ансамбль хотели просто разогнать. Но Кунаев не дал сделать этого, прямо нас защитил. Мне за длинные волосы частенько доставалось в молодые годы. Особенно – на военной кафедре политеха. Да и научный руководитель моей кандидатской диссертации все время нудил: мол, будущему кандидату наук длинные волосы носить несолидно. Но я не сдавался. Как видите, свой сценический имидж сохранил до сих пор.
– Кунаев защитил, а «неожиданные сцены» продолжались на гастролях.
– В Джамбуле однажды вообще дело чуть до митингов и демонстраций не дошло. Партийные боссы билеты на наш концерт разобрали себе и друзьям. Студентам просто не досталось. И студенты взбунтовались. Написали огромные лозунги: «Искусство принадлежит народу!» «Где билеты на «Дос Мукасан»?» И вышли на улицы. Утром смотрим из окон гостиницы – кругом стоит милиция – с дубинками, собаками. А на втором концерте парень сорвался с колосника над сценой, чуть не разбился. Он хотел в зал залезть через крышу. Да, купить просто так билет на концерты «Дос Мукасана» в те годы было невозможно. И курьезов хватало всегда. Помню, на День милиции концерт в Уральске. В зале, как в МВД – сплошные погоны. Мы обычно зал разогреваем через две-три песни. А тут спели пять, а реакции никакой, Надо песню милиции посвятить. У нас про хлеборобов-то была, а вот про милицию – не было. И тогда Бахыт говорит: «Поздравляем вас с праздником и посвящаем вам песню под названием «Куа бол» – «Будь свидетелем». Тут генерал в первом ряду от смеха чуть-чуть на пол не упал. А песня – про любовь. В Америке нас почему-то все звали “Дос Мукасанос”, так же, как и в Прибалтике, Около гостиницы, смотрю, афиша висит: «Дос Мукасанос». Руководитель Муратас Кусаиновас.
– Возвращение “Дос Мукасана” на сцену было ярким и неожиданным…

image005– Для нас самих – тоже, Но прошло тридцать лет. И вот как-то советник вице-министра республики Казахстан Досым Сулеев достал свой старый саксофон, председатель комиссии мажилиса РК Шарип Омаров расчехлил свою бас-гитару, Мурат и Мейрбек купили новые инструменты, а вице-президент фирмы «Кайтала-малы металл» Александр Литвинов достал палочки ударника … Ну, решили тряхнуть стариной. В Год поддержки культуры участники самого первого, «звездного» состава решили по просьбам поклонников дать несколько концертов. Дали. И мы быстро поняли: за прошедшие годы симпатия зрителей к нам не угасла нисколько.

– Вам не мешала популярность никогда? Она не портила вас в юности, Мурат? Вы часто влюблялись? Девчонки же с ума сходили просто, это помнится … Где вы своих жен встретили?
– Я со своей супругой вместе – уже более тридцати лет. Красавица солистка Курманай очень рано ушла из жизни … Она была первой и единственной девушкой в составе «Дос Мукасана». Они с Шарипом поженились. Ее голос – такой глубокий низкий тембр … Очень сильный вокал. До мурашек по коже. Бахытжан очень много сказал своей песней «Сен кеткен сон» – «Когда ты ушла». Мы ее редко поем, она сразу слезы вызывает.
– Еще были и «Мукасанята» , на сцену выходили ваши сыновья. Что с ними теперь?
– Мой сын и сын Бахыта Джумадилова создали группу, назвали себя «Дос-Мукасанятами». Идея была хорошая. Несколько раз с нами на больших концертах выступили, потом сын Бахыта поступил в институт. Но Данияр, мой сын, эту идею сохранил и создал впоследствии группу «Алан». Я ее продюсировал, Сын Александра Литвинова стал профессиональным барабанщиком.
– Вам подражали долго и упорно. Пытались повторять не только музыку, но и название ансамбля.
Мы как-то приехали в Джамбульскую область, Подходит слегка возбужденный радостный джигит: «Ребята, поехали ко мне праздновать, жена сына родила». Поехали после концерта. И он на тое говорит: «Сына назову Мукасаном». Теперь этот Мукасан с Нурланом вместе поют, назвали свой дуэт «Нур-Мукасаном».
– А песни вашего ансамбля не стареют. Почему?
– Любая песня «Дос Мукасана» сегодня может быть хитом. Это цельные, завершенные миниатюры. Туда добавить ничего нельзя и ничего убрать оттуда невозможно. А не стареют песни потому, что до сих пор нужны.
– Вы волнуетесь, выходя вновь на сцену, после суперуспехов минувших времен, после десятилетий молчания?
– Конечно. Особенно на первых концертах, которые наш первый состав дал после возвращения на сцену в Жана-Озене, Жезказгане, Караганде, Темиртау … Мы сильно волновались в Астане перед концертом: там теперь собрались все известные люди из нашего поколения. Но был полный аншлаг в Конгресс-холле, Почти две тысячи человек внутри и столько же около зала. Каждая песня шла на «бис». Время прошло, а уважение осталось. В зале плакали, в зале смеялись – несмотря на седины и должности. Из нашего состава вышли 5 докторов и 7 кандидатов наук, инженеры, ученые, артисты, известные по всей республике. Досым Сулеев – ректор Национального технического университета имени Сатпаева, академик НАН РК. Я композитор, заслуженный деятель, член-корреспондент Казахстанской академии творчества, Шарип Омаров – депутат мажилиса парламента республики, председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности. Мейрбек Молдабеков – заместитель генерального директора Национального аэрокосмического агентства «Байконыр», член-корреспондент Национальной академии наук, академик Инженерной академии … «Дос Мукасан» – плод нашей вечной дружбы.
– Вы в жизни, в творчестве – счастливый человек?
– Счастье – это понятие очень условное, растяжимое. Мои внуки, Дидар, Амир и Дамир любят слушать мелодии «Дос Мукасана». И этим мелодиям внуки мои подпевают. Ну разве вот это – не счастье?

Беседовала Светлана ЮНУСОВА

Фото Айтжана МУРЗАНОВА и Юрия БЕККЕРА.

<Аp style=”text-align: right;”>