Максим Боранбаев
В разные годы в составе группы были: Досым Сулеев, Мурат Кусаинов, Камит
Санбаев, Александр Литвинов, Мейрбек Молдабеков, Сагадилда Хасенов,
Курманай Омарова, Юрий Лим, Шарип Омаров, Бахытжан Джумадилов,
Усмадияр Маканов, Нуртас Кусаинов, Абит Калиев, Алибек Асанов, Акнай
Шомотов, Болат Кусаинов, Ардак Айдарханов, Баглан Садвакасов, Ерлан
Кокеев и многие другие.
Их продолжают называть казахстанским «6итлз». На протяжении четырех десятков лет их композиции исполняются на свадьбах и больших торжествах. Слова их песен знают наизусть и металлург, и мажилисмен, и политик, и бизнесмен. Их помнят и чтут далеко за пределами республики, вплоть до заокеанских стран. Они несколько раз меняли свой состав, уходили на продолжительный отдых и меняли профессии, но до сих пор остаются в том образе, который возник в год празднования 50-летия Великого Октября. Это «Досмукасан».
ИСТОРИЯ СЛАВЫ
Летом 1967 года баянаульская степь принимала интернациональный строительный отряд, снаряженный казахстанским политехническим институтом им. Ленина и будапештским университетом им. Маркса. Студенты возводили для сельчан жилые дома, а прежде построили сельский клуб, на сцену которого в первый день августа вышли четверо «политеховцев» и исполнили несколько своих и заимствованных и обработанных композиций. Успех был ошеломляющий, даже если делать скидку на удаленность Баян-аула от центров законодателей
музыкальной моды. Его подкрепили венгерские ребята, которые под впечатлением от популярной тогда группы «Дос-Аргентинос» придумали название для новорожденного «вокально-инструментального ансамбля» – «Досмукасан». Оно было составлено из первых букв имен «родителей»: ДОСым Сулеев, МУрат Кусаинов, КАмит Санбаев и САНя (Александр) Литвинов .
«Досы» особо не стремились к славе – по собственным признаниям, просто хотели понравиться сверстницам и как-то выразить свой внутренний мир. Может быть, сами не желая того, они родили новый жанр, против которого в самом начале яро выступили именитые музыковеды. Это была обработка казахских народных песен, их аранжировка и исполнение, а также создание собственных произведений, впоследствии также ставших поистине народными.
Завоевав Алма-Ату и республику в целом, в 1971 году «Досмукасан» направился в Ташкент, где проходил всесоюзный конкурс ансамблей технических вузов, откуда (кто бы сомневался) вернулись безусловными победителями и со званием лауреатов. Один шумный успех сменялся другим, а все гастрольные поездки по просторам СССР, странам социалистического и капиталистического лагерей вызывали фурор среди аудиторий. Многие впервые узнавали о Казахстане и музыкальном духе казахов именно благодаря «досам».
Через два года на всесоюзном конкурсе эстрадной песни «Досмукасан» занял второе место, пропустив вперед только «Песняров», и был удостоен специального приза жюри (его возглавляла Александра Пахмутова) «За лучшую обработку советской песни». В том же 1973 году группа отправилась в Берлин на всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором она представляла Советский Союз, и с честью возвратилась на родину с золотой медалью. К слову, тогда наши парни опередили легенд мирового рока «Rоlling Stоnеs», «Led Zерреlin» и «Deep Рurple». В 74-м «Досмукасан» становится обладателем премии Ленинского комсомола Казахстана, что в те времена считалось признанием на самом высоком уровне.
ОТ ВСЕЙ ДУШИ
Простое перечисление наград и завоеваний группы может занять огромные газетные площади, поэтому мы ограничимся сказанным выше и обратим внимание на их творчество. Ребята практическими методами показали, что можно грациозно соединить эстраду («рока» В СССР не было) и народное творчество, имеющее многовековые корни. При этом любимые в народе песни ничуть не утрачивали свою суть, напротив, приобретали новое звучание, которое с энтузиазмом восприняли люди разных возрастов и национальностей.
Первым гитарным аранжировкам подверглись песни Абая «Карангы тунде тау калгып», А. Жубанова «Карлыгаш», С. Мухамеджанова «Шофер келды кырманга», народная песня «Жайдарман». Немного позже «досы» представили на суд зрителей уже свои композиции: «Той жыры», «Сулу кыз», «Куа бол», «Сагындым ceнi», «Куанышым менiн», «Кудаша» и многие другие, за короткое время выученные публикой и ставшие со временем народными. Кстати, одна из современных казахстанских групп, сняв клип на музыку и текст шлягера «Кайдасын», выразила удивление, когда к ним с претензиями об авторстве пришел Бахытжан Джумадилов – они были уверены, что слова песни народные.
Люди старшего и среднего поколений прекрасно помнят, что билеты на концерты любимой группы было не достать даже через «черный вход». Так, в 1975 году в Джамбуле (нынешнем Таразе, как понимаете) местная молодежь устроила самый настоящий бунт, выйдя на улицы с лозунгами «Искусство принадлежит народу» и «Где билеты на «Досмукасан»?!». Тогда музыканты из окон гостиницы видели милицию с дубинками и собаками. А за пару лет до этого во Дворце им. Ленина (Алма-Ата) состоялся первый концерт ВИА, вызвавший небывалый аншлаг – потенциальных зрителей собралось в три раза больше, чем мог вместить на то время самый большой зал столицы республики. Попасть на концерт хотели все, и люди под напором толпы стали выдавливать стекла вестибюля, буквально проливая кровь за возможность услышать любимых исполнителей.
Популярность «Дос-Мукасана» росла и за пределами республики. Несмотря на то, что ребята пели на неизвестном языке, публика сопереживала вместе с исполнителями – аплодировала, вытирала слезы и даже подпевала (как оказалось, одна из композиций ВИА, исполненных на концерте в Варшаве, имела польские корни, хотя «дocы» были уверены, что это казахская народная песня). И не имело особого значения, где звучали знакомые аккорды «Досмукасана» – во Владивостоке или Минске, Нью-Йорке (между прочим, «Досмукасан» стал первой группой в СССР, посетившей США) или Париже, в Азии или Южной Америке. Сказать, что группа прославила Казахстан на весь мир – это не сказать ничего.
Популярность «парней из алма-атинского политеха» достигла таких размеров, что Союзконцертом они были причислены к высшей категории гонорарной оценки – по 25 рублей 25 копеек на брата за концерт (независимо от того, выступаешь ты на стадионе или в маленьком зале) – столько же получали «звезды» союзной величины Алла Пугачева, Муслим Магомаев, «Песняры» и другие.
Чем же была обусловлена столь стремительная и долговечная популярность группы? Как признаются сами «досмукасановцы», и мы с ними в этом полностью согласны; все произведения, свои и аранжированные, они делали, вкладывая душу и сердце, не задумываясь о коммерческом успехе или материальных благах. Еще они черпали силы и вдохновение у почитателей их таланта, ясно понимая, что их песни и композиции необходимы людям.
КАЗАХСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ
В конце лета нынешнего года в Чехии скоропостижно скончался посол РК в этой республике Шарип Омаров – один из первых «досов», выбравший в конце 80-х годов политическую карьеру. В 1994 году другая внезапная смерть потрясла участников группы и ее многочисленных друзей – ушла в мир иной единственная представительница слабого пола в группе, супруга Шарипа Курманай Омарова. Тогда у Бахытжана Джумадилова родилась песня «Сен кайткан сон» («Когда ты ушла»), – очень тяжелая и трагичная песня. Он же, после «тройного самоубийства» Заманбека Нуркадилова, специально для Макпал Жунусовой добавил к песне «Сагындым .ceнi» новый куплет, в переводе звучащий так: «каждый шорох, каждый звук в городе напоминает мне о тебе». Когда они зазвучали со сцены, зал плакал вместе с Макпал.
Но боль утрат только скрепила коллектив, показав, что «Досмукасан» и его творчество будет жить вечно. По крайней мере, пока живо поколение, помнящее и ценящее их. И, перефразируя знаменитую фразу, уверенно скажем: «Казахстанский рок-н-ролл жив!»
Сегодня «Досмукасан» совершает гастрольные поездки по Казахстану. Уже существует договоренность на концерты в ближнем и дальнем зарубежье. Недавно вышел видеоклип (впервые для группы) и новый альбом. Участники легендарного коллектива, отложив свои повседневные и важные дела (большинство из вчерашних «досов» занимают солидные государственные и общественные посты, являются удачными предпринимателями и состоявшимися учеными), вновь выходят на сцену, радуя своих поклонников. Порадуемся этому и мы, и пожелаем всем нам долгих творческих лет для «Досмукасана», который (надеемся на это) принесет новые композиции.