Доклад А. Н. Пахмутовой на Пленуме правления союза композиторов СССР

Доклад А.Н.ПАХМУТОВОЙ НА ПЛЕНУМЕ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СССР, ПОСВЯЩЕННОМ СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ

Киев, февраль 1975 г.

Именно в Минске впервые по-настоящему обрели права гражданства вокально-инструментальные ансамбли. И опять же это сделал комсомол. Он так и назвал свой конкурс: «Конкурс молодых исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей». До этого же было довольно странное положение: с одной стороны у нас вроде бы такие ансамбли есть, с другой стороны — нет. Если надо ехать зарабатывать для прогорающих филармоний деньги на стадионах и во Дворцах спорта, — вокально-инструментальные ансамбли у нас есть. Если же пишется статья о песне на эстраде или готовится новая передача на телевидении — вроде бы ансамблей в природе не существует.

Минский комсомольский конкурс дал, возможно, не совсем полную, но зато достаточно ясную картину состояния вокально-инструментальных ансамблей в стране в то время. Сейчас их у нас достаточно много, и профессиональных, и самодеятельных. Увлечение молодежи ими можно объяснить и понять, потому что в этом новом явлении, начало которому положили музыканты английского ансамбля «Битлз», есть несомненно привлекательные и заслуживающие внимания черты. Прежде всего — это спортивность образа, оптимизм, молодость, яркость. Лучшие образцы этого направления интонационно связаны с народной песней, в их гармоническом языке явственно ощущается преобладание тональных оборотов. И, наконец, ошеломляющий инструментарий: электрогитары и значительно более разнообразная, по сравнению с джазом, палитра ритмов. Неудивительно, что молодежь со всем пылом ринулась в эту новую свежую струю. И тут оказалось, что недостаточно иметь блестящие красные гитары, красивые костюмы и модные прически. Надо еще хорошо играть, одновременно чисто и слаженно петь в ансамбле, т.е. быть в самой тесной дружбе о хорошим сольфеджио. Все это оказалось не таким простым делом, да и образцов для подражания не было. Ансамбли, которые стали приезжать в нашу страну, были уже третьей, а то и десятой копией оригинала.

Появились также ансамбли и у нас. Запестрели эффектные названия, похожие друг на друга (различного цвета гитары, различные прилагательные к слову «сердца»), появились сугубо подражательные произведения, где даже русский язык зазвучал с английским акцентом и, например, слово «тайгу» почему-то надо было произносить как «тайгю-ю-ю». К сожалению, это не только было, это и есть.

Однако было бы неверным говорить так обо всех ансамблях. Наиболее творческие и ищущие музыканты поняли, что пробавляться одним английским акцентом невозможно. Да и слушателям это неинтересно. Чем слушать песню с «заграничным» акцентом, лучше послушать просто хорошую английскую песню на чистом английском языке. Поиски ищущих музыкантов привели к очень интересным результатам. Так родились «Песняры» с их неповторимой манерой, мягким белорусским выговором, уникальными народными инструментами, которые органично соединились с ансамблем электрогитар и ритмом.

Наша эстрада обогатилась новым интересным коллективом — тоже лауреатом последнего Всесоюзного конкурса артистов эстрады — ансамблем под руководством композитора Раймонда Паулса.

Я вспоминаю, какое хорошее впечатление произвел на всех нас в Минске украинский ансамбль «Кобза» с его истинно национальным колоритом и благородной манерой исполнения.

Добрую славу у молодежи заслужил московский ансамбль «Самоцветы». Надо сказать, что это ансамбль, который, пожалуй, более других занимается пропагандой советской молодежной песни.

Такие ансамбли, как «Дос Мукасан» в Казахстане, «Смиричка», «Червона Рута» на Украине и некоторые другие, несомненно, популярны и заслуженно любимы.

Думаю, что здесь, как и в любом другом жанре, нужен постоянный поиск и желание не просто эффектно выступить, а преподнести советскую песню достойно, интересно, своеобразно и помнить, что это исполнительское направление в нашей песне — не единственное и даже не главное.

У нас есть ансамбли иного характера, которые уже не один десяток лет талантливо пропагандируют советскую песню. И, несмотря на самые различные влияния, на самые мощные веяния, эти коллективы сохранили свое лицо, свою репертуарную линию, и к тому же сохранили популярность и любовь слушателей. Это замечательный ленинградский ансамбль «Дружба» с Эдитой Пьехой — глубокой, своеобразной, элегантной артисткой, это наши широко популярные ансамбли «Орэро», «Тая». Их национальное своеобразие, их трепетное и заинтересованное отношение к песне — дает уверенность в том, что эти коллективы и дальше будут совершенствовать свое мастерство и с такой же любовью пропагандировать советскую песню.

Мы должны больше прислушиваться к этим очень разным и очень индивидуальным коллективам, больше работать для них, чтобы, по возможности, обогатить их репертуар и услышать свои произведения в интерпретации талантливой и своеобразной.