Трудности первопроходцев

Стр. 21-23

Стр. 21-23

Б.Джумадилов

Уже отмечалось – в первые месяцы и годы появления эстрадного жанра со стороны коммунистической системы особого энтузиазма не наблюдалось. Старшее поколение наших артистов еще вспоминает разгромные статьи по Л.Утесову, К.Шульженко и др. в центральной газете «Правда» – рупоре коммунистов. А это было равносильно приговору…А знаменитую певицу «Валенок» Н.Русланову вообще посадили и сослали в Чемолганский женский лагерь под Алма-Атой, где она эти самые валенки-пимы долго носила…

          Партийная пропаганда в штыки приняла новые «прозападные » течения и запрещала выступления таких известных коллективов, как эстрадный (читай джазовый) оркестр О.Лундстрема, оркестр электронных инструментов, созданный И.Терменом. Это сейчас мы знаем Эдиту Пьеху, как одну из родоначальниц советской эстрады 60-х. А были времена, когда ее и ансамбль «Дружба» близко не подпускали к сцене. Судьбы Л.Мондрус, Т.Миансаровой, В.Высоцкого, В.Цоя, Е.Мартынова, И.Талькова могли сложиться иначе – попади они в нужную волну, в правильную партийную струю…

         Наши доморощенные критики от музыки тоже не отставали от «старших» своих собратьев по перу…Помнится в «Вечерке» была одна из таких зловонных заметок про Аллу Пугачеву, подписанная неким В.Владимировым. Знавал я этого «Владимирова», ответработника отдела культуры ЦК КП Казахстана. Газетку ту Алла Борисовна смяла и растоптала прямо на сцене.

         Были, были негативные статейки и про наше творчество. Незачем, мол, в угоду западной моде, переделывать наши песни, подстраивать их под гитары и барабаны…Им было невдомек, что это мы всецело извлекали из той аппаратуры и гитар все их звучание, все возможные и невозможные звуки, чтобы передать таинственную красоту дикой степи в произведении «Бетпак дала». Или в песнях «Карангы тунде…», «Ляйлiм-шырак» и т.д.

         Вот почему к подбору репертуара мы подходили особо тщательно. Обработка народных песен была самым уязвимым, с точки зрения критики, местом любого коллектива и исполнителя. Это сегодня синтез скрипки, домбры и гитары – вещь нормальная и не вызывает уже никаких нареканий. Но тогда, в начале 70-х! Надо было обладать и смелостью и терпением. Аранжировка казахских народных песен – дело исключительно сложное. Проблема даже не в том, что необходимо сохранить своеобразие их звучания, характер исполнения или дух времени создания. Нет. Песни наши в большинстве своем имеют различный ритмический рисунок и размер. А также они все – одноголосные произведения. Видимо, образ жизни степняков наложил свой отпечаток не только на характеры и отношения, но и на песни и музыку. Преодолевая в одиночку огромные расстояния в безбрежной Степи, наш чудо-предок, сидя верхом на коне, пытался во весь голос воспевать эту жуткую красоту. Один. До начала 30-х годов прошлого столетия, до появления опер «Кыз-Жибек», «Баян-сулу», «Абай» считалось, что многоголосие чуждо казахскому песнопению. Даже в сборнике «1000 песен», любовно собранных по всей Степи композитором А.Затаевичем, все они изложены, как одноголосые, т.е. для сольного пения. Жанр вокально-инструментального пения, наоборот, предполагает одновременную игру на инструментах и умение петь в группе, в ансамбле.

         Коллективное пение, не солирование – вот что такое ансамбль. Мы подчиняли все свои апломбы и неуемное рвение под этот постулат. Плохо или хорошо это – судить не мне. Может быть Курманай Ажибаева (позже Омарова) смогла бы стать звездой эстрады международного уровня…С ее вокальными данными это было бы легко. Но, будучи солисткой ансамбля, Курманай помимо сольных песен, исправно пела подпевки (бэк-вокал) в паре с Дарико Турсуновой, позже с Тасхан Нарбаевой…Если бы в 70-х неизвестное никому юное дарование с семипалатинского полустанка Роза Рымбаева была принята в коллектив, как того она добивалась, кто знает – мир не услышал бы ни «Алию», ни «Кен Дала» и ей не установили бы в 2005 году звезду в Москве.