К.Алибеков «Дос – Мукасан»: двадцать лет спустя

image001

20 октября 1990г.

«Дос-Мукасан»:

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

 image002

Тогда…

Двойное кольцо оцепления и милиционеры со злыми собаками стали появляться на их концертах уже после того, как от поклонников и почитателей таланта не было отбоя, и появились даже пострадавшие.

Газеты тех лет не писали об этом. Поэтому теперь как-то трудно поверить, что все это было. И было у нас. Мои собеседники рассказывают:

– На гастролях в Джамбуле в 1973 году билеты на наш концерт достались родственникам и знакомым партийных работников,- вспоминает ДосымСулеев.- И только малая часть студентов смогла тогда услышать в зале, как мы поем. Возмущенная таким раскладом молодежь вышла в воскресенье на улицы города с лозунгами «Искусство принадлежит народу!», «Они поют для нас!» и другими.

Внимательно слушая руководителя первого состава ансамбля «Дос-Мукасан», а ныне проректора энергетического института Д. К. Сулеева, мне постепенно начинало казаться, что он до сих пор возглавляет его, так увлеченно говорил Досым Касымович:

– Известно, что свое название наша группа получила от сложения начальных букв имен ее солистов. Правда, не все знают, как это происходило. Мы были студентами одного курса факультета автоматики и вычислительной техники КазПТИ. Летом 1967 года нас отправили в ССО, где сформировался интернациональный отряд, из советских и венгерских студентов. Вместе взялись строить клуб, а когда построили, то наш самодеятельный студенческий коллектив дал на новой сцене первый концерт. После него к нам пришел руководитель венгерской делегации Янош и говорит: “Ребята, предлагаю назвать ансамбль “Дос-Мукасан». Поначалу мы ему в ответ: “Прости, конечно, но что это за белиберда вообще?» А он спокойно объясняет: “Сейчас популярны группы “Лос-Парагвайс», “Лос-Анджелес». Причем я предлагаю вам на их манер писать свое название через дефис и желаю такого же творческого пути, как и у них. А название я составил так: «Дос – Досым Сулеев, Му – Мурат Кусаинов, Ка – Камит Асанбаев, Сан – Саня Литвинов». После такого объяснения мы поняли, что название взято не с потолка, и оно нам понравилось.

Под таким именем нас и узнали потом зрители. Оно сохранилось, хотя состав не раз менялся. Позже к нам присоединился еще МейрбекМолдабеков. Сейчас он стал уже доктором технических наук.

Несколько позже в состав ансамбля вошел Шарип Омаров. Нынче он является секретарем Алма-Атинского обкома партии. Наверное, не все знают, что одна из наиболее известных песен – «Той жары» – была написана ко дню его бракосочетания с Курманай, которая впоследствии тоже стала популярной солисткой «Дос-Мукасана». Не сомневаюсь, что именно принадлежность к ансамблю во многом сейчас помогает Шарипу Омаровичу быстро устанавливать необходимый контакт с молодежью в его нелегкой работе.

Полноправным членом ансамбля можно назвать и нынешнего проректора КазПТИ Улукпана Сыдыкова. Он писал стихи ко многим нашим песням, а мы сочиняли музыку и пели.

– Что касается имени группы, то партийные и комсомольские лидеры тех лет, помню, предлагали нам изменить его на другое, «Алау» или «3амандастар», например, – говорит У.Е.Сыдыков.- Но ансамбль был уже известен казахстанской молодежи под своим первоначальным названием.

Был у нас тогда секретарь партийного  комитета профессор Кшибеков Досмукан. И он шутил: “Кто-то может думать, что я свое имя присвоил “Дос-Мукасану”, Это было, конечно, смешным совпадением.

– Кстати, что касается курьезов, то их у нашей группы было более чем достаточно,- вступает в разговор Мейрбек Молдабеков.- Однажды выступали мы в Польше и спели там песню «Сулу кыз». Она была популярна в Казахстане, ее пела Роза Багланова. Но вот зазвучали первые аккорды, и люди в зале начали раскачиваться из стороны в сторону и подпевать -«охо, охоо … ». Ну, думаем, тут нас так хорошо встречают! Правда, когда вышла одна полька и сказала: «Большое спасибо вам, наши казахстанские друзья, за то, что вы спели нашу народную песню»,  мы опешили. Оказывается, РозаБагланова приезжала когда-то в Польшу, услышала там эту песню, перевела на казахский язык и пела. Но мы-то этого не знали и всегда почему-то считали ее нашей народной.

Д. Сулеев:

– А в Минск на фестиваль профессиональных вокально-инструментальных ансамблей мы вообще попали по фиктивной справке, что являемся профессионалами. Нас кое-как туда пустили. Первое место там заняли тогда «Песняры», второе не дали никому, а третье досталось нам. Мы до последнего момента все думали, что нас никто не раскусил. И тут вдруг А. Пахмутова объявляет: “Третье место занял студенческий ансамбль «Дос-Мукасан». Откуда она узнала, что мы не профессионалы, а студенты!

Начиная с 1973, года мы стали выступать как профессионалы. После Минска была поездка в Берлин. Затем объездили пол-Европы, гастролировали в Америке. Словом, помотались по свету.

А начинали мы, даже не думая о таких гастролях. Представляете себе студентов тех лет! Жили мы в общежитии и, приехав однажды после ССО, обнаружили, что один научился играть на гитаре, другой стучит на ударнике. Все были самоучками, кроме меня. Я окончил музыкальную школу по классу баяна и умел какое-то представление о нотах.

У.Сыдыков:

– Успех ансамбля, мне кажется, кроется в самой атмосфере того времени, когда мы, будучи студентами, с большим увлечением занимались любимым делом. Кроме ансамбля «Дос-Мукасан», в стенах нашего факультета родились такие новые молодежные начинания, как фестиваль студенческой художественной самодеятельности «Весна в КазПТИ». Причем в течение 25 лет в нашем институте проходит этот праздник. На каждом факультете объявляется поочередно «День факультета». Там студенты выставляют свои творческие достижения – художественные, научно-технические. Перед молодежью выступают ученые, профессора. «Весна в КазПТИ» заканчивается интернациональным по содержанию концертом, объявляется факультет-победитель.

В наше время как раз зарождались студенческие соревнования по футболу -«3олотая осень», «Весенняя капель», создавалось литературно-художественное объединение «Бай шешек». Кстати, это объединение в свое время создавал я. И оно было однажды награждено грамотой обкома комсомола за «весомый вклад в эстетическое воспитание молодежи». Наши сокурсники, начиная со второго курса, вели научно-исследовательскую работу в своем конструкторском бюро.

К слову сказать, на третьем курсе я по научному студенческому докладу стал лауреатом. Как видите, в то время гуманитарные кафедры привлекали к работе и нас, технарей. А после института мне вообще предложили поступить в аспирантуру и. защитить кандидатскую диссертацию по философии. Так я и стал гуманитарием, имею научную степень кандидата.

А вообще среди наших бывших сокурсников сейчас два доктора наук, около 20 кандидатов, руководители промышленных предприятий и организаций страны. Все они оказались в разных уголках Союза. В Киеве, на Урале, Караганде, Темиртау, Павлодаре… Но вот мы собираемся встретиться вместе. Вспомнить студенческие годы, рассказать о своей нынешней работе. А 20 октября на сцене театра оперы и балета имени Абая состоится концерт одного из первых составов ансамбля «Дос-Мукасан». Деньги с этого концерта пойдут в фонд помощи Арала. Правда, теперь уже зрители увидят немного другой «Дос-Мукасан», несколько повзрослевший, но все еще увлеченный музыкой.

      М.Молдабеков:

      – Сейчас уже кое-кто из наших бывших сокурсников находится на наших репетициях. Говорят, голоса не те, манера исполнения другая. Но осталось главное – источник, который питал наше творчество.

      Ш.Омаров:

      – Что касается источника, то он поистине неисчерпаем. Ведь почти все исполнявшиеся песни были взяты из народного фольклора. Мы лишь перекладывали на современный по тому времени лад. И теперь можем лишь надеяться на новое поколение музыкантов, которые пробуют свои силы на конкурсе «Голос Азии».

двадцать лет спустя

 ….и теперь

К.АЛИБЕКОВ