А.Мекишева ««Дос-Мукасан»: мальчишеский принцип до сих пор в силе?»

 image001

13 августа 1997 года

image002

image003

Шел 1965 год. Страна пыталась завершить пятилетку в три года, усердно работая над претворением решений партии в жизнь, а несколько парней из разных уголков Казахстана приехали в столицу, дабы устроить свою жизнь и поступить в Политехнический институт. Так и познакомились ДосымСулеев, Камит Санбаев, Мурат Кусаинов и Александр Литвинов.

Чуть позже к студенческому ансамблю (уже после обретения названия «Дос-Мукасан») присоединились Меирбек Молдабеков, Шарип Омаров и Бахытжан Жумадилов. Два года вплоть до 1967-го молодые люди учились играть, затем выступали на свадьбах и других мероприятиях, за что получали деньги, которые копили на покупку инструментов, а покуда бренчали на гитарах  немецкой  фирмы «Регент»,  используя  военные  усилители У-2. Наконец наступил год 1967, и ансамбль из политехнического судьба забросила в отдаленный казахский аул на строительство дома культуры. Туда же судьба забросила и отряд венгерских студентов. В общем, международная студенческая бригада свой долг исполнила и построила-таки дом культуры, по этому случаю на открытии выступили политехники. После концерта к Мурату Кусаинову подошел руководитель венгерской делегации и предложил ребятам свое название «Дос·Мукасан», обосновав его следующим образом — Дос — это Досым, Му — Мурат, Ка — Камит, а. Сан — Саня Литвинов. Название понравилось всем.

Закончилось лето, началась· учеба, а, следовательно, и репетиции на лестничной площадке общежития поimage004литеха. Благодаря этому «Дос-Мукасан» пользовался неограниченным вниманием студенток. Мало-помалу аудитория расширялась. И, в конце концов, уже практически все студенчество стало с ума сходить по «досмукасановцам». Одновременно возникли и проблемы с партийными и советскими органами. Игра на электрогитарах считалась стремлением к западному образу жизни; и потом,·что это за название такое не советское – «Дос-Мукасан». По этому поводу Досыма Сулеева как-товызвали·в горком партии и предложили альтернативу, мол, назовите ансамбль «Радугой» или «Молодостью». Слава Богу, что он, как это ни было трудно, отказался. К этому моменту к «Дoc-Myкacaну» уже пришла настоящая популярность, концерты сопровождались давкой, двойным оцеплением, причем с собаками и выбитыми стеклами.

На одном из концертов во Дворце Ленина из-за того, что администрация не открыла все двери, толпа под собственным напором разбила стеклянные двери·и потоптала вахтерш. Тут на «Дос-Мукасан» обратил свое внимание первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, сам Д.А. Кунаев. Вообще первым представителем власти, оказавшим поддержку «Дос-Мукасану», оказался руководитель райкома комсомола (имя неизвестно). Уж больно комсомольскому боссу понравилась песня «Жили у бабуси два веселых гуся», в исполнении ансамбля. Постепенно мнение власти о «Дoc-Мукacaне» сменилось на противоположное. И вот группа уже представляет лицо Казахстана в США и Южной Америке. В течение 6 месяцев длилось это турне на борту новенького теплохода «Казахстан». Финны отстроили его по заказу нашей республики, и, выражаясь современно, нужно было устроить теплоходу презентацию. Тогда, в 1974 году, подобный вояж  был чем-то из области фантастики, Что касается учебы в Политехе, то практически все участники «Дос-Мукасана», кроме солиста Бахытжана Жумадилова, закончили его с отличием: «В группу принимали по мальчишескому принципу — чтоб учился без троек, а у меня, — говорит Б. Жумадилов, — троек не было, в основном одни двойки».

Впрочем, благодаря стараниям Досыма Сулеева или Мурата Кусаинова нерадивого студента всякий раз после очередного исключения восстанавливали: И кстати, видимо, учеба, затем карьера и повлияли на распад группы. Дальше по музыкальной стезе пошел только Мурат Кусаинов. К слову, первый казахстанский бас-гитарист Шарип Омаров сейчас сами знаете кто — депутат. У участников «Дос-Мукасана’ появились другие ориентиры в жизни — аспирантура, карьера, семья. Но дело родителей, как бы это пафосно ни звучало, продолжают дети. У Александра Литвинова сын стучит на барабанах в группе Mid night Blues, а у Мурата Кусаинова сын является лидером группы «Алан». По словам Данияра Кусаинова, отец в какой- то мере влияет  на его творчество, особенно это ощущается при работе в студии (немудрено, ведь запись группа «Алан» производит на собственной студии Мурата Кусаинова), что касается промоушна, то тут ребята стараются сами: «Не хочется, чтоб говорили, что мы выехали на спине «Дос-Мукасана»».

Естественно, и переименовывать себя в «Дос-Мукасан» они не собираются. И это, наверное, правильно: нельзя войти в одну и ту же реку дважды.

 Айгерим МЕКИШЕВА.