На прошлогоднем конкурсе “Азия дауысы” их официально признали легендой Казахстанской эстрады, музыкантов, чей фирменный диск от студии грамзаписи “Мелодия” выдержaл несколько тиражей, чье творчество любил сам Димаш Ахмедович Кунаев, благодаря заступничеству которого группу в свое время не разогнали ретивые партийные деятели от культуры
В начале 70-х юношей узнавали в общественном транспорте и громко перешептывались: “Смотри, вон ребята из “Дос-Мукасана”. Видок у них, кстати, был что надо: волосы до плеч, темные очки. На Досыме Сулееве знаменитые белые джинсы, в кармане Нуртаса Кусаинова дорогущая зажигалка фирмы “Ронсон”, позднее трагически канувшая в пучину океана вместе со скатертью и объедками во время турне по Северной и Южной Америке на теплоходе “Казахстан”.
Сегодня многие из “ребят” занимают серьезные государственные посты: Мейрбек Молдабеков – директор Национального аэрокосмического агентства, Illapип Омаров – председатель комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности, Алтынбек Умбетов – председатель правления Государственного фонда развития малого предпринимательства, Досым Сулеев – директор административного департамента Комитета культуры, образования и здравоохранения. Не расстались с музыкой только двое “из могикан”- Мурат Кусаинов, возглавляющий ныне студию “Әуен”, и Бахытжан Джумадилов, который работает в продюсерском центре “Мастер-класс”.
Назвать “Дос-Мукасан” просто ВИА или рок-группой не получится – это целое явление, причем не только в культурной жизни, но и в политической. Временными и количественными рамками “Дос-Мукасан” не ограничить. Когда образовались? В период с 1965 по 1967 год. Сколько участников? В общей сложности за три десятка лет – человек 25, четыре поколения перепело.
ПРО ДЖАЗ И РОДИНУ
“Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь”, – не усмехайтесь, во времена не столь отдаленные эта поговорка прервала карьеру многих музыкантов. На сцене с электрогитарами и саксофоном? Гнилая отрыжка западной масс-культуры! А что за название такое – “Дос-Мукасан”? В чем его идеологическая значимость? Просто аббревиатура из начальных слогов имен участников – 6ред сивой кобылы! ” Сколько хороших казахских названий – “Жастар”, “Арман”. Ладно, пусть оно будет русским – “Равенство” или “Братство”, только, ради Бога, не надо отсебятины”, – мягко уговаривал ДосымаСулееева инструктор горкома партии. Не уговорил. К тому времени слово “Дос-Мукасан” уже было равносильно крутой торговой марке, лейблу, который раскупался моментально, а всяких “Оптимистов” и “Искателей”, которые существовали от 3 месяцев до года, было хоть пруд пруди …
Во время гастролей в Джамбуле в 1973 году билеты как обычно достались комсомольским и партийным “вожакам” – обкому, paйкому, горкому. А студентам и молодежи, естественно, кукиш с маслом. И представьте себе, будущие активные строители коммунизма, как какие-нибудь безработные из Далласа, вышли на улицу митинговать! На стихийной демонстрации самыми огромными буквами был выписан тpaнcпapaнт “Искусство принадлежит народу!” Драмтеатр, в здании которого шел концерт, оцепили военные с собаками, во всех углах прятались кагэбэшники, но волю народа уважили – отдельный концерт разрешили дать, хоть потом и собрали внеочередное бюро партии, поисключали всех зачинщиков “бунта” из вузов и т.д. Еще факт народной любви: однажды где-то под Кызылордой сломался автобус, в котором досмукасановцы ездили по южным областям, и вместо семи вечера в нужный пункт музыканты прибыли за полночь. Вымотанные дорогой, злые, усталые, они поразились, увидев, что возле ДК стоит толпа – никто не ушел домой, и, конечно, не дать концерт было бы просто верхом эгоизма.
ПРО КГБ, ФАРЦУ И ЗАГРАНИЦУ
На кого равнялись тогда сами досмукасановцы? Конечно, в первую очередь на “Биттлз”. Досым Сулеев в группе считался Полом Маккартни, а Мурат Кусаинов – Джоном Ленноном, Из любой заграничной поездки привозился заветный “винил” и, естественно, жуткой контрабандой. В Париже руководитель их группы Лидия Огурцова из ЦК ВЛКСМ сразу же предупредила: “Я знаю, что вы будете покупать пластинки, сложите их все в один “дипломат” и назовите фамилию человека, на таможне его не проверят”. Так, “малой кровью” привозились “Роллинги”, “Лед Зеппелин” и “Битлы”. Но никто из музыкантов ничего не “слизывал”: анализировался инструментальный состав, перенимaлись принципы аранжировки, усваивались те или иные приемы исполнения. Основа оставалась неизменной народные мелодии, песни казахстанских композиторов и собственного сочинения – а вот звучание было очень необычным и современным.
Однако не всегда удавалось избегать конфликтов. Перед той же поездкой во Францию в Москве было решено приодеться соответствующим образом. На Краснопресненской нашли фарцовщика и только договорились о цене – подруливает машина с товарищами из органов. Досмукасановцевпривезли куда надо, вывалили на стол содержимое портфеля “продавца”, где оказалось безобидное шмотье – носки мохеровые, галстуки и джинсы. 40 минут пришлось бить в грудь кулаками, каяться и размахивать билетами на самолет, на который ребята не опоздали лишь по счастливой случайности. По дороге в аэропорт Бахытжан Джумадилов сокрушенно вздохнул: “Неужели наступит время, когда джинсы рядами будут лежать в магазине?”
ПРО ДЕНЬГИ, ЛАВРЫ И НАСТОЯЩУЮ ДРУЖБУ
Ни о чем нынче досмукасановцы не жалеют, разве что о не поддающихся восстановлению записях на казахском радио (“Какие мы были дураки!Ничего не хранили!”), да о том, что шоу-бизнес начал расцветать в их отсутствие па сцене (“Мы были бы миллионерами, если бы пели сегодня”). Давая план – в месяц 8 концертов, – они получали за каждый вначале 9 рублей 50 копеек, потом 13,5 (для сравнения Роза Багланова, как народная артистка, имела не намного больше – 18 рублей). О “Дос-Мукасане” на “Казахфильме” была снята получасовая лента, в фильме “Зима – не полевой сезон” они спели несколько песен Юрия Caульского, сыграв практически самих себя.
Весной 1973-го певцы стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады, будучи самодеятельным (!) коллективом. А потом на 10-м Всемирном фестивале молодежи в Берлине, где всех артистов из СССР поделили на 20 творческих бригад, художественным руководителем одной из них стал Досым Сулеев. И это несмотря на то, что республика сначала вообще не включила “Дос-Мукасан” в состав делегации и попасть в Германию удалось лишь благодаря спецприглашению из Москвы, организованному Пахмутовой и Добронравовым.
Сегодня, уже в другом возрасте, обладая изрядным жизненным опытом, все досмукасановцы, тем не менее, сохранили в себе ту “изюминку”, прежние демократизм, остроумие и любовь к людям, и поэтому общаться с ними по сей день – сплошное удовольствие. Не единожды дедушки, не забывают встречаться по разным поводам. Хорошо, когда это дни рождения и свадьбы детей, плохо – когда вынужденное заключение в больничных стенах, Но как бы там ни было: кто может похвастаться тем, что не забыл родной факультетский конкурс “Весна в Политехническом”? Кто посвятил песню другу, уехавшему в аспирантуру, бросившему искусство ради науки, но не изменившему своей группе? Это все о них: “Дос” – Досыме, ‘”Му” -Муpaтe, “Ка” – Камите, “Сан” – Александре …
6 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ
Из творческой биографии группы “ДОС-МУКАСАН”
1. Еще на заре ее славы солисткой в основной состав просилась молодая певица Роза Рымбаева. Хорошо, что не взяли, а то могло и не случиться народной артистки.
2. Александра Пахмутова в эпохальном научном труде о важнейших вехах развития советской эстрады посвятила несколько страниц персонально “Дос-Мукасану”.
З. За все время существования группы аж четыре участника носили фамилию Кусаинов – Мурат, Нуртас, Булат и Данияр.
4. Зарабатывая немалые “левые” деньги (на свадьбах, юбилеях и проч.), досмукасановцы практически не тратили их на себя – покупали аппаратуру. Для примера: один профессиональный микрофон стоил тогда 300 рублей.
5. В 1973 году по ходу гастролей в Джамбуле чуть было не завершился славный путь трех человек из группы – Мyрата Кусаинова,Мейрбека Молдабекова и Шарипа Омарова: собственноручно переключая на сцене свет, Нуртас Кусаинов нажал не па ту кнопку и штанга с софитами начала плавно опускаться на головы вышеупомянутых досмукасановцев. Вовремя спохватившись, тот же Нуртас отжал ее обратно, и под испуганно-восхищенными взглядами зрительного зала тяжеленная железка с лампами так же медленно вернулась на место.
6. Солист “Дос-Мукасана” Бахытжан Джумадилов долго подражал Муслиму Магомаеву, но порвал с “вредной привычкой” после того, как однажды второпях наступил звезде на любимую мозоль, пробегая мимо по фойе Дворца съездов.