А. Ахметова «Дос-Мукасан»: 35 – вместе опять

image001

Суббота, 7 июня 2003 года

Альбина АХМЕТОВА

Они первыми у нас появились в джинсах. И первыми из советских эстрадных групп покорили западную публику. В составе легендарного ансамбля был первый в Казахстане рок-гитарист.image002

Официальный день рождения ансамбля «Дос-Мукасан» 1 августа1967 года. В этот день музыканты дали свой первый концерт в Баянауле, Слушателями были местные жители и члены студенческого стройотряда Казахского политехнического институ-та. Команда собралась интернациональная. В то время по программе студенческого обмена в nолитехе училось много венгров. Oни-то и придумали название понравившейся группе. По словам руководителя ансамбля Мурата Кусаинова, некому ЯношуКapпаты пришло в голову сложить имена музыкантов в занятную аббревиатуру. и получилось: «Дос» — Досым Сулеев, «Му» — МуратКусаинов, «Ка» — Камит Санбаев и «Сан» — Саня, Александр Литвинов. Эта четверка (на фота) и была костяком первого состава ансамбля, который действовал с 1967 по 1974 год.

Первоначально инструментальный арсенал коллектива составляли три гитары — две соло и одна ритм — и ударные. В 1968 году появились бас-гитара и орган. «В то время многие учились играть на гитаре во дворах, — рассказывает Мурат Кусаинов. — Или постигали азы у других гитаристов».

Это был период бума студенческих групп. Почему-то из выпускников консерваторий популярных эстрадных коллективов не получалось. Кстати, именно из студенческой братии вышли и популярные российские рок-группы. Такие, как «Машина времени», «Секрет» и др. «Досмукасановцы» в политехе постигали профессии, далекие от музыки. Мурат Кусаинов, например, штудировал премудрости автоматики и телемеханики. В свободное от учебы время ребята занимались любимым делом — музыкой. А этого самого свободного времени оставалось все меньше и меньше. Ансамбль пришелся по душе студенческой публике, а потом его слава вышла за пределы родной альма-матер. Они стали частными гостями свадеб и прочих торжеств. Мурат Кусаинов вспоминал, что они даже «Очи черные» умудрялись исполнять в роковой обработке.

Своими основными учителями «досмукасановцы» считают популярнейших в то время «Битлов» и «Роллинг-Стоунз» — в репертуаре ансамбля были их композиции. Но с основным направлением своей деятельности они определились сразу — казахские народные мелодии в современной обработке. Хотя, по словам Мурата Кусаинова, в те годы подобный патриотизм не особо приветствовался. Когда на подающий надежды молодой коллектив обратили внимание комсомольские организации и взяли музыкантов под свою опеку, в их репертуар в обязательном порядке были включены песни советских композиторов.

Первыми зарубежными гастролями «Дос-Мукасана» можно считать поездку в Венгрию в 1969 году. Правда, музыкальным турне в чистом виде это назвать нельзя. Студенты отправились в дружественную страну в составе стройотряда. За ударный труд их премировали поездкой на озеро Балатон, где «досмукасановцы» сочетая приятное с полезным, начали активную концертную деятельность. Тогда-то и появились у них первые приличные заработки и первые джинсы. Мурат Кусаинов вспоминает, как они накупили этих супермодных в те времена джинсов различных расцветок, а потом с гордостью щеголяли в крутом «прикидке» у себя на родине, где подобный атрибут гардероба в те годы был диковинкой.

Руководство института бурную музыкальную деятельность потенциальных инженеров не одобряло. У того же Мурата Кусаинова была масса проблем с военной кафедрой из-за длинных волос — непременной чертой облика уважающего себя рок-гитариста. По его словам, в республике именно он был пионером этого направления.

С 1968 по 1970 год ансамбль «Дос-Мукасан» становится постоянным участником фестиваля «Студенческая весна» и, по словам Мурата Кусаинова, неизменным победителем. Хотя конкуренция была серьезная. Только в родном политехническом институте тогда насчитывалось более десяти вокально-инструментальных ансамблей.

В 1970 году «досмукасановцы» успешно окончили политех и в полном составе остались там в качестве преподавателей. Но музыкальную деятельность не прекращали. Со временем в коллектив влилось молодое пополнение в лице  Мейрбека  Молдабекова,  Сагадилды  Хасенова, Курманай Омаровой, Юрия Лима, Шарипа Омарова и других.

Курьезный случай произошел во время выступления в Польше в 1971 году. На концерте в Варшаве «досмукасановцы» запели «Сулу кыз». — Эту песню когда-то исполняла Роза Багланова, — рассказывает Мурат Кусаинов. — Я часто слышал ее по радио, да и родители ее напевали. И я был уверен, что это казахская народная песня. Каково же было изумление музыкантов, когда после первых же аккордов зал начал дружно подпевать, раскачиваясь в такт мелодии. Позже выяснилось, что «Сулу кыз» — не что иное, как казахский вариант польской народной песни «Шла дэвачка до лэсэчка». РозаБагланова в свое время привезла ее с 6-го международного песенного конкурса в Польше, а в Казахстане ее перевели на казахский язык.

В том же 1971 году «Дос-Мукасан» стал победителем на Всесоюзном конкурсе ансамблей технических вузов в Ташкенте. Ансамбль прославился на весь СССР. Со всех республик Союза посыпались предложения дать концерты. Кроме стран родной советской державы, коллектив побывал в Германии и Франции.

В 1973 году ансамбль участвовал во Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей эстрадной песни в Минске. Состязаться пришлось с такими корифеями, как «Самоцветы», «Пламя», «Песняры». Последние и стали победителями. «Дос-Мукасан» занял второе место и был удостоен специального приза жюри «За лучшую обработку современной песни». Приз вручала председатель жюри композитор Александра Пахмутова. Зато с Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине «досмукасановцы» вернулись обладателями золотой медали. По словам Мурата Кусаинова, эта медаль была передана на хранение в музей ЦК комсомола Казахстана, а затем бесследно исчезла вместе с этой организацией.

1974-й стал годом принятия важных решений. Участники коллектива, только что ставшие лауреатами премии Ленинского комсомола Казахстана, оказались перед выбором: продолжать музыкальную деятельность на профессиональной сцене под крылом «Казахконцерта» или посвятить себя специальностям, полученным в вузе. Ансамбль разделился во мнениях. Досым  Сулеев,  Камит Санбаев и  Мейрбек Молдабеков уехали в Москву учиться в аспирантуре. Шарип Омаров пошел по общественно-комсомольской линии и, стоит заметить, весьма успешно. Сейчас он, как известно, занимает пост председателя комитета по международным делам, обороне и безопасности и является депутатом Мажилиса парламента РК. Московская аспирантура дала начало карьере и Мейрбека Молдабекова, который сейчас ударно трудится на посту заместителя генерального директора Национального аэрокосмического агентства «Байконыр», является членом-корреспондентом Национальной академии наук и академиком инженерной академии. Доктор технических наук, профессор Досым Сулеев стал ректором родного Политеха, который теперь именуется Национальным техническим университетом им. К. Сатпаева.

Продолжать «досмукасановские» традиции решили Мурат Кусаинов, Бахытжан Жумадилов, Нуртас Кусаинов, Багдад Айдарханов и АскарЖанкушуков. К ним присоединились Мурат Сарыбаев и Арсен Баянов. Ансамбль «Дос-Мукасан» заиграл в обновленном составе, который существовал до 1985 года.

В 1976 году коллектив отправился на гастроли по двум американским континентам. Испытанием для нервной системы участников стали концерты в США. Зная капризный нрав искушенной публики Нового Орлеана, родины джаза и богатых музыкальных традиций, с которого и началось гастрольное турне, музыканты были едва живые от страха. Кроме того, организаторы поездки поставили условие: месяц испытательного срока. Если концерты будут успешными, тогда контракт продлевается до полугода, если нет — бесславное возвращение домой. На первом концерте рacкачать зал удалось не сразу, ньюорлеанцы поначалу долго присматривались к «не то китайцам, не то монголам», потом начали прислушиваться и, наконец, захлопали, к великому душевному облегчению, «досмукасановцев». Темпераментные жители Южной Америки оказались куда более заводными, и обошлось без волнений. За шесть месяцев пребывания за океаном ансамбль «Дос-Мукасан» дал около 180 концертов. Каждый концерт открывался и завершался казахской песней.

Статус руководителя известного коллектива предполагал наличие музыкального образования, и в 1976 году Мурат Кусаинов поступил в Алматинскую консерваторию, где проучился восемь лет под зорким оком Газизы Жубановой, которую считает своей второй матерью, и в 1983 году стал дипломированным композитором, Тогда же он написал свою первую симфонию. Почти готовая кандидатская диссертация на тему «Автоматизация производственного процесса», которую он собирался защищать, будучи преподавателем политеха, так и осталась невостребованной.

В 1980 году ансамбль «Дос-Мукасан» записал первую казахстанскую рок-оперу «Жер-уйык» на музыку Тулегена Мухамеджанова, ныне заместителя акима Астаны. Надо сказать, у коллектива легкая рука в плане политической карьеры тех, кто имел с ним дело. И не только политической. В главной роли рок-оперы «Жер-уйык» удачно засветился Акжол Меирбеков, которого «досмукасановцы» пригласили из Ташкента. Сейчас это известный певец, заслуженный артист Казахстана.

Став лауреатом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, коллектив опять обновил свой состав. Теперь, кроме МуратаКусаинова, в него вошли Абит Калиев, Алибек Асанов, Акнай Шомотов, Болат Кусаинов, Ардак Айдарханов и Баглан Садвакасов. Чуть позже первые шаги на эстраде в составе «Дос-Мукасана» сделал и Ерлан Кокеев.

Этот состав просуществовал до 1991 года. Потом наступил спад деятельности. В течение девяти лет «Дос-Мукасан» изредка выступал лишь на закрытых концертах, куда вход регламентирован исключительно пригласительными. За эти годы Мурат Кусаинов создал студию «Әуен», при которой функционирует коммерческая вокальная школа. Сейчас в ней учится около 20 детей в возрасте от 7 до 16 лет. Среди них Мурат Кусаиновприсматривает потенциальных «звезд», поскольку после выявления оных не прочь заняться их продюсированием.

Возрождение ансамбля началось лишь в 2000 году, когда решили объединиться участники первого состава. Дали несколько пробных концертов, и поняли, что зрители до сих любят и почитают кумиров своей юности. Концерт группы, состоявшийся 5 июня, на 90% был из старых хитов, но в современной обработке.