Джумадилов Бахытжан Акимханович

 

Бахыт, артист по призванию, журналист по образованию, был личностью в высшей степени гармонично развитой и органичной. Известно, что когда Бог награждает человека, он не ограничивается одной наградой — в Бахыте видны таланты певца, художника, композитора, поэта, писателя, конферансье. Его музыкальный дар, унаследованный от мамы, проявился очень рано. Может быть, первый младенческий плач и был его первой песней, его гимном Жизни, Солнцу, Матери. К пяти годам он уже знал много песен и арий на разных языках. Будущий певец и сочинитель песен также активно и неплохо рисовал и писал стихи. Но родители Бахыта все его творческие проявления считали временными увлечениями. По их мнению, сыну нужно было что-то более приземленное, существенное, нежели карьера служителя муз. Потому он не учился музыке, не посещал кружки хора или рисования, в после окончания школы поступил в политехнический институт.

В том же году он прошел по конкурсу на место вокалиста в ВИА КазГУ «Оптимисты», где научился более профессионально петь, изучил нотную грамоту и мог уже читать партитуру, что называется, с листа. Весной 1971 года Дос, нажимая на патриотизм политехника, перетянул Бахыта в свой ансамбль. Спустя годы Бахытжан признается, что был на сто процентов прав, приняв то приглашение Судьбы. В ансамбле он был ведущим солистом, великолепно исполнял и сам получал истинное удовольствие от песен «Құдаша», «Ақ сиса», «Ләйлім шырақ». В дуэтах «Алматы туні», «Қайдасын?», голос Бахыта замечательно сливался голосами Курманай и Нуртаса. А во всех хоральных песнях «Қараңғы тұнде тау қалғып», «Жан досым» и других всегда выделяется его красивый устойчивый баритон.

В КазПТИ Бахыт два раза брал академический отпуск, а потом вообще ушел в КазГУ и закончил там факультет журналистики. Он изменил политеху, но остался верен музыке. В тот грустный день 1974 года Бахытжан вместе с Муратом и Нуртасом перешел в профессиональные музыканты и десять лет был с ансамблем. В это время проявился еще один талант Бахыта – талант ведущего концертов (он был категорически против того, чтобы его называли конферансье). Четкая дикция, острый, хорошо подвешенный язык, способность не теряться в сложных ситуациях и, безусловно, любовь к зрителям, помогли Бахытжану стать блистательным ведущим. Он одинаково хорошо владел и русским и казахским языками. Благодаря Бахыту концерты, имеющие одинаковую программу, приобретали свой неповторимый шарм и едва уловимую индивидуальность. Он умел остроумно представить каждого участника, спародировать манеру речи, рассказать забавную байку из гастрольной жизни ансамбля. Но никто не знает, сколько было затрачено времени и сил на то, чтобы отшлифовать сочиненный текст и придуманную шутку превратить в шедевр.

Бахыт с детства увлекался поэзией, сам писал стихи. Работая в ансамбле, он написал слова к песням «Ты моя мечта» (муз. М.Кусаинова), «Это ты» (муз. Д.Сулеева), «Қайдасын?» (муз. М.Молдабекова). Позже музыка и слова соединились в песнях, которые, наверное, следует отнести к разряду бардовских: «Кайта – оралдым», «Малая станица», «Сағындым», «На Бродвее у ЦГ», «Алматыға қыс келдi» и многие другие. Каждая песня связана с определенным отрезком жизни Бахыта, образом его мыслей, состоянием души. Впервые он сам публично исполнил некоторые из бардовских песен на двадцатилетии ансамбля в 1990 году. Зрители тепло встретили новое амплуа «Мистера Кудаша». Он также является автором сценария первой в истории Казахстана рок-оперы «Жер Уйык – Земля Обетованная». В 2007 году Бахытжан выпустил сборник своих стихов «Стих и я». Читая сочинения разных лет, видно, как вместе с автором росли и мужали его творения.

В 1984 году Бахыт по настоянию отца ушел из «Дос-Мукасана» и стал работать заместителем директора Казахконцерта, затем первым директором Центрального концертного зала. Под его руководством реконструировали здание ЦКЗ на территории старой киностудии. В 1991 году, в тяжелые годы перестройки, Бахытжан уехал за границу. Сначала некоторое время жил в Америке, затем в Турции, где кроме того, что в совершенстве овладел английским и турецким языками, учился менеджменту малого бизнеса. Но, в конце концов, родители уговорили его вернуться на родину. По возвращении занялся частным бизнесом, имел в собственности ресторан. В 1997 году создал свой продюсерский центр «Мастер-класс», основным направлением деятельности которого являлась поддержка молодых исполнителей в становлении их артистического мастерства. Позже «Мистер Кудаша», можно сказать, вернулся на эстраду. Хотя много времени отнимал продюсерский центр, он все же уделял внимание и исполнительской деятельности. Выступал с песнями по приглашению на радио и телевидении, с «Дос-Мукасаном» на юбилейных концертах.

Не забывал Бахыт и своего увлечения рисованием. Всю жизнь его сопровождала тяга к изображению на бумаге или холсте пейзажей, портретов и плакатов. Он писал маслом, акварелью, выполнял графические работы. На стене в его гостиной висит особенно удавшееся полотно «Хан-Тенгри», которое он написал на своей «малой» родине. В 2008 году вышла в свет книга Бахытжана «Дос-Мукасан: годы и дороги», основанная на его дневниковых записях. В ней показана творческая мастерская легендарного ансамбля и неизвестные страницы жизни членов группы. Портретные рисунки и стихи, приведенные в книге, показывают его многогранность и очень украшают само издание. Автор этих строк очень благодарна Бахыту. Его книга и подборка газетных статей за все время существования ансамбля помогли ей документально описать творческий путь «Дос-Мукасана».

Когда Бахыту задавали обычный для артиста вопрос о званиях, он отвечал, что в советское время получить заслуженные регалии не составляло труда, учитывая популярность ансамбля. Но если чиновники не оценили в свое время по достоинству, то это сделали благодарные зрители, слушатели и поклонники. Он носил звание заслуженного деятеля республики как должное. Бахыт был коммуникабельным и азартным человеком — часто встречался с друзьями, был активным охотником, рыбаком, бильярдистом, непревзойденным тамадой всех досмукасановских семейных дастарханов и мальчишников. Во многом преуспел в жизни этот яркий, неординарный и всесторонне одаренный человек. Но 3 марта 2011 года его песня оборвалась на взлете на Кордайском перевале. Мир его праху.

1. Как я оказался в «Дос-Мукасане»

Абилев Е. «Дос-Мукасан»: годы и дороги.//Огни Алатау. -2000. – 16 сентября.

Джумадилов Б. «Ко-MIXED, или мир глазами совкового певца».//Аргументы и факты Алматы №49.-2000.